Главная » 2010»Март»15 » Турецкий жених для Европы. Почему вспомнили Геноцид армян?
Турецкий жених для Европы. Почему вспомнили Геноцид армян?
15:34
Analitika.at.ua. После одобрения резолюции о признании Геноцида армян
Комитетом по внешним отношениям Конгресса США, а позднее и фактического
признания армянского Геноцида парламентом Швеции, впору говорить о провале
"исторического диалога" между Турцией и Арменией. В Турции
практически не осталось сторонников ратификации армяно-турецких протоколов,
подписанных 10 октября 2009 года в Цюрихе. Турецкие круги продвигают мысль о
том, что к остановке процесса нормализации армяно-турецких отношений привели
как раз указанные решения США и Швеции. Между тем, ситуация обстоит ровным
счетом наоборот.
Решение американских конгрессменов, очевидно, было ответной
реакцией на проводимую в последние годы политику Анкары. Можно предположить,
что и шведский парламент вспомнил о жертвах Геноцида неспроста. И дело здесь не
в пресловутом "армянском лобби" (какое "армянское лобби" в
Швеции?), влияние которого так превозносят в Азербайджане, сваливая на него
просчеты в собственной внешней политике. Дело даже не в том, что турецкий
парламент явно медлил с ратификацией армяно-турецких протоколов, а политическая
верхушка Турции напрямую связывала этот процесс с урегулированием карабахского
конфликта.
Вспомним, после подписания армяно-турецких протоколов
политическая оппозиция в Армении, а также армянская диаспора негодовали по
поводу того, что диалог с Анкарой раз и навсегда похоронит все усилия,
нацеленные на достижение международного признания Геноцида армян. Некоторые
армянские политики замечали, что после Цюрихского раунда, который прошел под
плотным патронажем США и с участием России и ЕС, международная пресса вдруг
резко прекратила всякие публикации по тематике Геноцида, а парламенты различных
стран воздерживались от обсуждения этого вопроса. Между тем, как оказалось,
данные выводы оказались преждевременными и совершенно безосновательными.
Дело в том, что парадоксальная формулировка официальных лиц
армянской политики о том, что проблема Геноцида армян не связана с
армяно-турецкими отношениями, на самом деле, весьма близка к истине. Проблема
Геноцида армян - настолько мощный инструмент, что политический вес Армении на
данном историческом этапе не позволяет ей в полной мере оперировать им. Другое
дело, что в силу своей глобальности, данная проблема не может не соприкасаться
с внешнеполитической деятельностью современного армянского государства, даже
если само армянское государство того не желает. Конфликт между проблемой
Геноцида армян как глобального гуманитарного фактора и насущными интересами
Армении во внешней политике мы наблюдали во время панармянского турне
президента Сержа Саргсяна, когда, казалось бы, благое намерение разблокировать
страну столкнулось с мощным противодействием диаспоральных кругов в разных
странах мира. Однако армянская диаспора далека от того, чтобы грамотно и
своевременно использовать рычаг Геноцида. Ее удел переживать, бороться и
требовать применения этого рычага. Сам же рычаг находится в руках правительств
стран, в которых расселена армянская диаспора. И используется он уже по
усмотрению и в зависимости от интересов данных стран. Как показывает история,
наиболее усердно, грамотно и долгосрочно используют рычаг армянского Геноцида
для давления на Турцию Соединенные Штаты Америки. И делают они это вовсе не для
того, чтобы армянскому государству спокойнее жилось (наоборот, в Армении мало
кто может прогнозировать какие риски или дивиденды таит официальное признание
Геноцида американским правительством). Нередко в Армении можно услышать такой
вопрос: "ну, произнесет Обама слово "геноцид", и что
дальше?". Действительно, а что дальше? В прессе фигурировала информация о
том, что в США разрабатывается вариант создания правительства Западной Армении
в изгнании, которое может после признания Геноцида выступить с территориальными
претензиями в адрес Турции. Очевидно, интенсивное использование фактора
армянского Геноцида - ничто иное, как механизм комплексного давления на Турцию,
вкупе с курдским фактором - ресурс воздействия на внутриполитическую ситуацию в
Турции.
Именно внутриполитические рычаги влияния на Турцию -
актуальны для США. Внешняя безопасность Турции гарантирована ее членством в
НАТО. Хотя причина недовольства и резких действий США, безусловно, связана с
новой внешнеполитической стратегией правительства Эрдогана.
В основе турецкой внешней политики лежит разработанная
нынешним министром иностранных дел этой страны Ахмедом Давудоглу концепция
"стратегической глубины". Суть ее заключается в том, что Турция,
расположенная на идеальной с геополитической точки зрения территории, может и
должна активно развивать самостоятельную политико-экономическую стратегию в
таких ключевых регионах мира как Ближний Восток, Балканы, Кавказ и Средняя
Азия. При этом характер и форма этой политики демагогически уложены в концепцию
"ноль проблем с соседями", то есть Турция выступает в одних из самых
горячих регионах мира с миротворческих позиций.
За благими намерениями, изложенными в "глубинной
стратегии" Давудоглу - поддержка исламского фактора на Ближнем Востоке,
экономическая кооперация с Ираном, автономная линия в Средней Азии, интенсивный
диалог в энергетике с Россией, торпедирование американских планов в Ираке и
Афганистане, инициативность на Кавказе и др. В общем и целом, Турция позиционирует
себя в качестве, как минимум, мощной региональной силы, которая в зависимости
от обстоятельств может самостоятельно моделировать ситуацию и действовать без
согласования с США. "Легкость, с которой Турция жонглирует разными
понятиями, которые могут относиться к арабам и евреям, мусульманам и
европейцам, побудила госсекретаря США Хиллари Клинтон назвать ее
"развивающейся глобальной силой", - отмечает The Economist. Однако,
насколько США заинтересованы в становлении такой "глобальной силы"?
Судя по нажиму в "армянском вопросе", беспрецедентному всплеску
внутриполитической напряженности в самой Турции, где в последние недели прошла
волна арестов среди влиятельных военных, а также радикализации курдского
движения - Вашингтон не готов дать Турции "вольную". И это весьма
тревожный сигнал не столько для самой Турции, сколько для ее соседей.
"Демократическая" Турция, стремящаяся стать полноправным членом ЕС -
американская утопия. На деле мы видим мощное исламское государство, задающее
тон в региональной политике, успешно перетягивающее на себя функции ключевой
транзитной территории, определяющей энергетическую безопасность Европы, нацию,
нацеленную на вступление в единую европейскую семью на своих условиях - не в
качестве "блудного сына", а, скорее, молодого и полного амбиций
жениха, способного установить в этой семье новые правила поведения.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.