Четверг, 25.04.2024, 01:08
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 30 » Турецко-израильские противоречия перерастают в конфликт
Турецко-израильские противоречия перерастают в конфликт
01:05

Analitika.at.ua. 9 сентября израильские СМИ сообщили о создании рабочей группы во главе с вице-премьером, министром иностранных дел Израиля Авигдором Либерманом, которая должна разработать пакет предложений о том, что могут предпринять израильское государство и действующие в различных странах еврейские лоббистские организации против Турции.

 

Израильская пресса обнародовала также ряд предложений, муссируемых в МИДе:

 

- оказание Тель-Авивом политического и, не исключено, военно-технического содействия борющейся за независимость курдонаселенных районов Турции Рабочей партии Курдистана (РПК),

 

- разворачивание в Конгрессе США антитурецкой кампании, в том числе представление законопроектов антитурецкой направленности,

 

- содействие Армянскому вопросу (с этой целью предусмотрена встреча Либермана с представителями армянских лоббистских структур США),

 

- разворачивание направленных против Турции кампаний в посольствах Израиля в различных странах и пр.

 

Хотя за все время израильско-турецких отношений у Тель-Авива никогда не было столь острой позиции в отношении Анкары, и в этом плане вышеупомянутые инициативы действительно бепрецедентны (даже если они останутся лишь изложенными на бумаге пунктами, утечка информации о которых в СМИ была организована израильским МИД-ом), тем не менее, в частности, обращает на себя внимание то, что автор инициативы – не какая-нибудь политическая сила или деятель, а государственный орган. С одной стороны, это призвано показать Анкаре серьезность намерений Тель-Авива, но с другой – может свидетельствовать о появившихся в израильско-турецких отношениях беспрецедентных противоречиях, которые, похоже, перерастают в стадию конфликта.

Давление Турции на Израиль нарастает

 

В Израиле решили выступить с подобными инициативами после того, как 8 сентября в интервью телекомпании Al Jazeera премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в следующий раз корабли, везущие гуманитарный груз в сектор Газа, будут сопровождать турецкие военно-морские силы.

 

Известно, что по инициативе имеющего тесные связи с возглавляемой Эрдоганом партией «Справедливость и развитие» турецкого исламистского «Фонда прав человека, свободы и гуманитарной помощи» (Hak ve Huerriyetleri ve Insani Yardim Vakfi) в мае прошлого года группа грузовых кораблей («Флотилия свободы») направилась в сектор Газа с целью прорвать израильскую блокаду и довезти гуманитарную помощь в Газу, которая в 2007г. контролировалась движением «Хамас». Известно также, что 31 мая 2010г. израильские силы особого назначения остановили ход кораблей, а в результате столкновения с турецким кораблем Mavi Marmara погибли девять турецких активистов фонда. Вот уже более года Анкара требует от Тель-Авива попросить прощения и выплатить компенсации семьям погибших, на что израильская сторона ответила отказом.

 

Для решения спора между сторонами под эгидой ООН и во главе с бывшим премьер-министром Новой Зеландии Джефри Палмером была создана специальная комиссия, которая должна была расследовать инцидент и отметить, насколько правомочным с точки зрения международного права был шаг израильской стороны. Согласно некоторым сведениям, заключения комиссия были готовы еще осенью прошлого года, однако преимущественно по требованию турецкой стороны их обнародование постоянно откладывалось. Вскоре стало ясно, почему.

 

1 сентября, по всей вероятности по инициативе израильской стороны, газета The New York Times опубликовала заключение комиссии Палмера: несмотря на то, что израильская сторона при столкновении с Mavi Marmara применила неадекватную силу, в результате чего погибли девять человек, блокада сектора Газа соответствует международному праву.

 

Такое заключение является ударом по всей турецкой инициативе, связанной с «Флотилией свободы». О позиции Тель-Авива в Анкаре знали еще до отплытия флотилии к сектору Газа, но, тем не менее, турецкая сторона решила выступить с подобным шагом. Целью было использовать эскалацию напряжения с Израилем для повышения собственного авторитета и политического влияния в мусульманском мире и, в частности, на Ближнем Востоке. Следовательно, такое заключение комиссии Палмера не соответствует расчетам Турции: Израилю удалось не допустить входа «Флотилии свободы» в сектор Газа, сохранить свой авторитет в длившейся более года борьбе с Анкарой и, самое главное, получить право действовать подобным образом и в дальнейшем. Все это, безусловно, не способствовало росту авторитета Турции в регионе.

 

За публикацией The New York Times последовала беспрецедентно острая реакция турецкой стороны. По требованию Анкары Турцию покинули посол Израиля и все высокопоставленные израильские дипломаты, уровень дипломатических отношений был снижен до степени второго секретаря, были приостановлены все турецко-израильские военно-технические договоры и заявлено, что Анкара поднимет вопрос легитимности блокады Газы в Международном суде юстиции и, наконец, против премьер-министра Израиля Бениамина Нетаньяху, министра обороны Эхуда Барака, начальника генерального штаба Габи Ашкенази, командующего военно-морскими силами Зви Мерома и ряда офицеров будет представлен иск в международных судебных инстанциях с обвинениями в убийствах вышеупомянутых девятерых турецких активистов.

Однако Тель-Авив воспринял это лишь как реакцию турецкой стороны. Вышеупомянутое заявление и, главное, заявление Эрдогана о том, что в следующий раз турецкие военно-морские силы будут сопровождать корабли, везущие в сектор Газа гуманитарный груз, в Тель-Авиве восприняли как новую программу по оказанию давления Турции на Израиль - программу, которая является не столько продолжением инициативы, связанной с «Флотилией свободы», сколько приходит ей на замену. С другой стороны, стало очевидно одно: в Анкаре принято решение усилить давление на Тель-Авив, и турецко-израильский кризис из противоречий постепенно трансформируется в конфликт.

 

В пользу последнего вывода говорят также следующие обстоятельства.

 

6 сентября министр Турции по вопросам Евросоюза Эгемен Багыш заявил, что Анкара озабочена программами Кипрской Республики по проведению буровых и разведывательных работ в восточной части Средиземного моря, на примыкающих к южным берегам острова Кипр территориях, где обнаружены значительные запасы природного газа.

 

Кипр подписал с Израилем, Египтом и Ливаном соглашения об особой экономической зоне, согласно которым эти страны фактически поделили межу собой примыкающие к ним участки Средиземного моря и начали там поисковые работы нефти и газа. Как уже отмечалось, в кипрской зоне обнаружено крупное газовое месторождение, и правительство острова подписало договор с американской компанией Noble Energy о начале его добычи. Начало буровых работ намечено на начало октября.

 

На фоне вышесказанного Анкара заявила, что вопрос об указанных особых экономических зон спорен, поэтому стороны не имеют права начинать там работы по добыче энергоносителей. Что касается Кипра, то министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что не нужно злоупотреблять терпением Анкары, а Эгемен Багыш открыто заявил, что если кипрская сторона начнет работы, то Анкара отправит к этому участку свои военно-морские силы, как сделала это в 2008г.

 

Однако речь идет не только о Кипре. 8 сентября в ходе вышеупомянутого интервью телекомпании Al Jazeera премьер-министр Турции также заявил, что нужно предпринять шаги по прекращению односторонней добычи энергоносителей Израилем в восточной части Средиземного моря. Хотя Эрдоган не детализировал, какие шаги будут предприняты, эти слова, прозвучавшие вместе с заявлением об отправке турецких военно-морских сил в сектор Газа, были призваны показать цель Анкары – не столько иметь долю от предстоящей добычи нефти и газа в восточной части Средиземного моря, сколько подтвердить свое военно-политическое влияние в этой части Средиземноморья. Если Турции это удастся, то это станет дополнительным фактором давления на Тель-Авив, поскольку израильские военно-морские силы в период своей деятельности будут иметь серьезного конкурента, присутствие которого может ограничить возможности израильтян.

 

О том, что эти программы Анкары могут воплотиться в жизнь, к тому же в ближайшем будущем, свидетельствует довольно быстро развивающееся после свержения Мубарака турецко-египетское военно-политическое сотрудничество. 7 сентября было заявлено, что египетские военно-морские силы объединятся с турецкими, планирующими в ближайшее время провести учения в восточной части Средиземного моря. 12 сентября стартовало региональное турне Эрдогана в Египет, Тунис и Ливию, и в Каире. Согласно СМИ, стороны достигли договоренностей стратегического характера в политической, военной и экономической сферах.

 

Примечательно, что активизацию турецко-египетских военно-политических и экономических связей в Израиле сразу объяснили целью Анкары получить новые рычаги давления на Тель-Авив. Известно, что, в частности, в течение последних двух месяцев ситуация на израильско-египетской границе начала резко обостряться, с обеих сторон были жертвы, Израиль был вынужден сосредоточить дополнительные войсковые соединения и разведывательные беспилотные самолеты в египетском направлении. Кэмп-Дэвидское соглашение позволяет Каиру иметь ограниченное число войсковых соединений и сил безопасности на граничащем с Израилем Синайском полуострове, а после свержения Мубарака ситуация на полуострове начала усложняться, поскольку местные исламисты начали действовать намного вольнее.

 

Многие эксперты по линии безопасности выразили мнение о том, что нарастание угрозы в египетском направлении нужно обусловить также направленной против Израиля секретной деятельностью Анкары, нацеленной на создание новых проблем для израильского государства. В Тель-Авиве, в частности, обратили внимание то, что всего за два дня до визита Эрдогана в Каир, 10 сентября, тысячи египетских исламистов под предводительством местных «Братьев-мусульман» захватили и подожгли посольство Израиля в Египте. Еще более примечательно, что, согласно израильским источникам, силы египетской безопасности знали о запланированном нападении, но фактически не пресекли его.

Выводы

 

Обсуждение темы ВС в усугубляющихся турецко-израильских противоречиях показывает, что в Анкаре последовательно идут на эскалацию напряженности с Тель-Авивом.

 

С другой стороны, поскольку сегодня повышение собственного авторитета и влияния в исламском мире и, в частности, на Ближнем Востоке, стало, пожалуй, самым важным направлением во внешней политике Турции и, чтобы достичь этой цели, Анкара будет продолжать спекулировать израильской темой, наиболее вероятно, что в обозримой перспективе политика Анкары в отношении Израиля не претерпит изменений.

 

Следовательно, главным становится вопрос о том, какие проявления – в том числе для других стран региона – будет иметь эскалация напряженности между двумя государствами, обладающими значительными военно-политическими и экономическими ресурсами. Арташес Тер-Арутюнян, Noravank.am

Категория: Политобозрение | Просмотров: 979
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru