Analitika.at.ua. ТУРИЗМ – ЭТО ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА, говорит
заместитель министра экономики Армении Ара ПЕТРОСЯН.
– Господин Петросян, тема этой беседы - туризм, так что обратимся
прежде всего к статистике. Сухие цифры подчас красноречивее слов.
– Интеграция Армении во всемирную туристскую паутину начала
происходить в первое десятилетие независимости. Первопроходцами, как и
следовало ожидать, были армяне диаспоры. Своим посещением исторической родины
они стали своеобразными "инвесторами" сферы туризма и "послами"
туризма Армении в странах своего проживания. За ними потянулись и другие. Число
желающих посетить страну стремительно росло. В 2008 году Армения приняла 558443
туриста, в 2011 - 780 тысяч, а в 2012 - 843330 (по сравнению с 2011 годом
зафиксирован серьезный рост –11,3%). Прогноз на 2013 год, судя по первым двум
месяцам, оптимистичен. Думаю, и в этом году нам удастся сохранить двузначный
показатель роста.
– Недавно был опубликован рейтинг стран в сфере туризма, подготовленный
Всемирным экономическим форумом. По сравнению с 2011 годом (рейтинг публикуется
один раз в два года) Армения – и это беспрецедентный случай - поднялась сразу
на 11 пунктов и сейчас находится на 79-м месте среди 140 стран мира.
– Многолетняя интенсивная работа над международным имиджем
Армении тоже принесла плоды. Сегодня Армения приобретает статус страны, которая
может на высоком уровне организовывать и проводить самые престижные конференции
и саммиты и удачно развивать MICE туризм. К примеру, в прошлом году под эгидой
Всемирной туристической организации (UNWTO) в Армении прошла международная
конференция "Роль туризма в развитии универсальных ценностей и культурного
разнообразия в XXI веке". Уровень представительства был очень высоким – в
работе форума приняли участие высокопоставленные лица, представители
министерств и ведомств, ученые и специалисты сферы туризма из более 40 стран
мира. Итоговым документом конференции стала ереванская декларация, которая,
несомненно, займет свое место в разных научных исследованиях, учебниках, учебных
программах сферы туризма. Ереванская декларация будет использована также
странами - членами Всемирной туристической организации при разработке
документов по развитию туризма. Так, в Стратегии развития интеграционных
процессов в области туризма на пространстве Содружества независимых государств
на период до 2020 года, принятой 15 марта нынешнего года в Москве, на заседании
Совета СНГ по туризму наряду с манильской, гаагской и осакской декларациями
сделана ссылка и на ереванскую декларацию в качестве основополагающего
документа.
– С 18 по 21 апреля в Армении пройдет еще одно международное
мероприятие - шестая европейская конференция Международного форума адвокатов в
сфере туризма и путешествий (IFTTA).
– Еще один проект международного масштаба, над которым мы
работаем, - получение Арменией статуса международного тренингового центра для
гидов. Президент и вице-президент Всемирной ассоциации гидов (WFTGA) недавно
посетили Армению с экспедиционным визитом, а к концу апреля мы ждем
окончательного решения и очень надеемся, что оно будет положительным.
– В марте вы принимали участие в работе Совета стран СНГ по туризму.
Расскажите вкратце об итогах.
– Отмечу лишь два важных решения совета: принятие
программного документа - Стратегии развития интеграционных процессов в области
туризма на пространстве Содружества независимых государств на период до 2020
года и передача Армении председательства в совете сроком на один год. Принятие
председательства нас очень обязывает, особенно если учесть, что 2014 год
объявлен Годом туризма на пространстве СНГ и следует тщательно подготовиться к
нему.
Что касается стратегии, то в ней определены цели, задачи,
принципы и основные направления сотрудничества государств в развитии
интеграционных процессов в области туризма и формирования единого туристского
пространства Содружества. Туризм, будучи наиболее динамично развивающейся
сферой, создает большие возможности для культурного обогащения, активизации
международного сотрудничества. Никогда еще у людей не было возможности так
много ездить, открывать для себя новые миры, знакомиться с разными культурами,
конфессиями, образом жизни, как в наши дни. Стремительное развитие туризма и
туриндустрии в экономическом выражении – это новые рабочие места и привлечение
валютных поступлений в страну. А в глобальном масштабе туризм - это обеспечение
межкультурного диалога, гуманизма и толерантности, укрепление взаимопонимания и
уважения к культурному и религиозному разнообразию, осознание значимости
универсальных ценностей - всего того, в чем так нуждается сегодня мир.
– Чтобы привлечь туристов, заинтересовать их, необходимо
профессионально разработанное туристическое поле, одно из важных мест в котором
занимает реклама.
– За последние годы проводилась интенсивная работа и в этом
направлении: был подготовлен и выпущен целый ряд изданий, профессионально и
всеобъемлюще представляющих достижения армянской цивилизации, красоты природы и
богатые культурные традиции нашей страны на разных языках - английском,
немецком, русском, французском, испанском, итальянском, китайском, японском,
фарси и других, а также путеводители по историческим и культурным
достопримечательностям Армении. Телевизионный ролик об Армении, созданный в
2006 году, периодически показывали по каналам Си-эн-эн и "Евроньюс" в
течение 2006-2008гг. Кстати, в этой инициативе мы были первыми среди стран СНГ.
В 2010 году по "Евроньюс" две недели демонстрировался репортаж об
открытии Татевской канатной дороги, которая зарегистрирована в Книге рекордов
Гиннесcа как самая длинная в мире. А в 2011 году ОРТ и Си-Эн-Эн транслировали
фестиваль шашлыка в Ахтале и фестиваль вина в Арени. В 2009 году в
сотрудничестве с испанскими профессиональными компаниями Buzz Business и
Transglobe был снят 52-минутный документальный фильм "Армения – страна Ноя".
По нашим скромным подсчетам, его посмотрел уже миллиард зрителей в разных
странах мира.
Один из самых важных инструментов продвижения туристского
продукта – участие в международных выставочных мероприятиях. Армения ежегодно
принимает участие в разных престижных международных выставках - в Берлине,
Лондоне, Мадриде, Риме, Токио, Москве и др. В этом году мы уже участвовали в
семи таких выставках.
– На мировом рынке растет спрос на природный, экологический,
экстремальный и сельский туризм. Что может предложить в этом плане Армения?
– Бог, создавая Армению, щедрой рукой разбросал по ее
территории природные раритеты. Так что с учетом этого мы можем предлагать и
комбинировать самые разные виды туризма: историко-культурный, сельский,
экологический, лечебно-оздоровительный, зимний и др. Наш ландшафт и климат в
течение года предоставляют много возможностей и для экстремальных видов
туризма. Но экстрим-туризм требует развития парка экипировок, подготовки
опытных инструкторов, сейчас идет работа над этим. В последние годы начал
широко развиваться корпоративный туризм. В прошлом году, к примеру, банк ВТБ провел
свою годовую отчетную встречу в Армении. Такого рода мероприятия, совмещенные с
отдыхом, проводили в Армении и другие российские корпорации. Это очень
перспективное направление, и здесь главная наша задача - обеспечить высокий
уровень предоставляемых услуг. Наша фишка в том, что Армения – одна из самых
безопасных для туристов стран. В мире есть много красивых стран, но выйти
вечером на улицы не везде безопасно.
– А как обстоят дела с внутренним туризмом?
– В прошлом году отдых в Армении выбрали 514771 наших
граждан. Это на 5,2% выше, чем в 2011 году. Внутренний туризм привлекателен с
точки зрения его высокой стабильности и положительных тенденций развития на
длительный период. В последнее время государство все больше внимания уделяет
развитию внутреннего туризма. Оно заинтересовано в его росте, ведь деньги в
таком случае остаются внутри нашей страны. Так, в рамках внедренного с прошлого
года по инициативе правительства Армении социального пакета государственные
служащие получили возможность пользоваться также услугами службы обеспечения
отдыха. Это в значительной мере способствует как развитию внутреннего туризма,
так и развитию сотрудничества между туроператорами и объектами гостиничного
хозяйства. И все же, несмотря на то что нашим приоритетом является въездной и
внутренний туризм, тем не менее выездной туризм также имеет важное значение:
изолироваться и только принимать гостей в нынешних реалиях никому не удается.
Концепция туризма XXI века такова: ты должен выезжать как турист, чтобы и к
тебе приезжали.
– Что нового удалось добавить в копилку туристических возможностей
страны в последние годы?
– Диверсификация армянского турпродукта и продление
туристского сезона являются важными составляющими государственной политики в
сфере туризма. И в этом направлении есть определенные успехи по следующим видам
туризма: наряду с традиционным культурно-историческим все большей популярностью
пользуются MICE, лечебно-оздоровительный, зимний туризм. Как было сказано выше,
Армения становится платформой для проведения разных международных конференций.
Приобретают международное значение наши традиционные фестивали. Уже несколько
лет проводимый в Арени фестиваль вина с каждым разом привлекает все больше
туристов. В прошлом году фестиваль посетил президент Армении, что придало новый
стимул не только организаторам праздника, но и местному населению. Большую
популярность приобретает и проводимый в Ахтале фестиваль шашлыка, а также
фестиваль толмы в Сардарапате... Инициатором Бразильского карнавала также был
частный сектор, но только многолетняя поддержка государства способствовала
созданию знаменитого туристского бренда, и теперь на этот карнавал стекаются
миллионы людей со всего мира. Так что и мы будем всячески поддерживать подобные
многообещающие инициативы частного сектора. В этом году собираемся инициировать
новое мероприятие - фестиваль искусств и ремесел в Гюмри. Ширак всегда славился
искусными мастерами - каменщиками, кузнецами, плотниками, резчиками по камню и
дереву. Туристские потоки и классические маршруты сегодня как-то оставляют
Гюмри в стороне, а фестиваль, который со временем может стать национальным
брендом, придаст этому региону новый импульс. Перечисленные мероприятия
призваны способствовать также децентрализации туризма из Еревана в регионы, тем
самым стимулируя равномерное территориальное развитие страны.
– Серьезным препятствием на пути развития туризма становится дефицит
небольших комфортабельных, но недорогих гостиниц в сельских местностях,
дорожных ресторанчиков.
– Действительно, сегодня Армения находится в той стадии,
когда спрос на гостиничные места разных категорий превышает предложение
(кстати, это явление носит циклический характер, так было и в начале 2000
года). Рост спроса на армянский турпродукт при наличии благоприятного бизнес- и
инвестиционного климата повлек за собой адекватную реакцию частного сектора -
началось интенсивное строительство новых и расширение уже действующих гостиниц.
По самым скромным подсчетам, в этом году в строй войдут свыше10 гостиничных
объектов. Есть задел и на будущее. Ведутся активные работы по привлечению
международных брендовых гостиничных сетей (в том числе и среднего класса) в
Армению. В частности, по договоренности между премьер-министром страны и
генеральным секретарем UNWTO, а также в рамках недавно подписанного в Мадриде
меморандума о сотрудничестве в сфере туризма ведутся переговоры о привлечении в
Армению испанских гостиничных сетей. Взят курс и на развитие семейного
гостиничного обслуживания в сельских местностях, во многих уже появились
небольшие, но комфортабельные гостевые домики с национальной кухней.
Строительством гостиницы сети Туфенкян в Алаверди решена
остро стоявшая до недавнего времени проблема ночлега туристов, маршруты которых
пролегали в направлении Ахпата, Санаина, Кобайра. В свою очередь открытие
канатной дороги, ведущей в Татевский монастырь, может стать серьезным
стимулирующим фактором для оживления и активизации здесь бизнес-среды: внимание
инвесторов привлекут новые возможности, жители окрестных сел также подумают о
создании, к примеру, небольших гостевых домов с национальным интерьером,
появятся местные сувениры, а значит, заработают и сувенирные лавки, другие
объекты обслуживания… Государство же в лице Национального центра развития
малого и среднего предпринимательства готово предоставить начинающим
бизнесменам весь пакет помощи - от тренинга до кредита.
– На какие еще белые пятна в сфере туризма следует обратить внимание?
– Мы проводим очередной опрос туристов на въездных пунктах в
Армению. Предыдущий был проведен в 2007 году. Это хорошая возможность изучить
тенденции, ознакомиться с последними структурными изменениями, понять, что
привлекает туристов и что следует изменить. Обычно с удовольствием едут в
страны, где мало формальностей и барьеров на пограничных пунктах. Учитывая этот
фактор, мы в одностороннем порядке сняли визу для европейцев. Один из острых
для нас вопросов – затишье в зимний период. Обычно оно длится с конца ноября до
Пасхи. И хотя у нас есть программы горнолыжного, оздоровительного и
СПА-туризма, следует продумать и другие. Наши прославленные горные курорты
Цахкадзор и Дилижан уже много лет являют собой активные туристические центры.
Недавно совместно со швейцарцами была завершена работа над мастер-планом
развития Джермука. Теперь мы будем представлять эту программу на разных
туристических форумах, чтобы привлечь потенциальных инвесторов.
Хочу особо подчеркнуть: туризм - это та сфера, где
государство очень активно сотрудничает с частным сектором. Так что все, в том
числе и вышеперечисленные, инициативы в обязательном порядке обсуждались и
обсуждаются с представителями частного сектора.
2014 год, как я уже говорил, объявлен Годом туризма на
пространстве СНГ. Мы были бы плохими хозяевами, если бы не думали, как
воспользоваться теми возможностями, которые предоставили нам природа Армении и
богатство наших рукотворных памятников. Нора КАНАНОВА, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.