Analitika.at.ua. Анкара и Тбилиси договорились о реставрации халкедонских
монастырей западноармянской провинции Тайк.
Патриархия Грузинской Православной Церкви выступила с
заявлением с осуждением действий правительства своей страны. Католикос Илия
Второй возмущен тем, что государственные структуры без согласования с
патриархией ведут переговоры с Анкарой о восстановлении и реставрации в Турции
нескольких православных церквей. Спор патриарха с государством был бы делом
исключительно "внутренним”, если бы не одно "но”. Все дело в том, что речь в
действительности идет не о грузинских церквах, а о храмах, построенных в свое
время армянами-халкедонидами.
Грузинская Православная Церковь претендует на двенадцать
храмов и монастырей, находящихся ныне на территории Турции. Большинство из них
расположены в пределах исторической армянской провинции Тайк. Турки называют
эту местность Артвин. Грузины именуют ее Тао-Кларджети. Церкви, которые
грузинские ортодоксы считают своими, действительно посещали христиане,
молящиеся по православному обряду. Но доподлинно известно, что построили эти
храмы не грузины, а армяне, исповедующие халкедонскую веру. Именно армяне были
первыми прихожанами этих храмов. В дальнейшем наши соотечественники, являвшиеся
последователями халкедонского учения, ассимилировались среди православных
грузин, которым удалось сохранить государственность и более или менее успешно
противодействовать турецкой экспансии. Провинция Тайк в те годы входила в
состав Грузинского царства, и местные армяне были его верными подданными. Десятки
тысяч христиан, выросших в семьях апостольских армян, предпочли креститься по
православному обряду, дабы обрести покровительство и защиту могущественных в те
годы грузинских монархов. В результате к Грузинской православной патриархии
отошли не только церкви армян-халкедонидов, но и множество апостольских храмов.
Трансформация эта произошла, конечно же, вполне естественным
путем, и грузин нам винить незачем. У Эчмиадзина действительно нет правовых
оснований для претензий на церкви, которые были построены армянами и в
дальнейшем перешли к грузинской патриархии. Но это еще не значит, что наши
соседи вправе провозгласить эти храмы частью своего исторического, духовного и
культурного наследия. Тот факт, что на стенах монастырей есть надписи на
древнегрузинском языке, еще ничего не значит, поскольку известно, что
официальным языком армян-халкедонитов был грузинский. Такие надписи есть и в
церквах Ани. Но это не может служить основанием для претензий грузин на столицу
армянских Багратидов. Есть неопровержимые доказательства того, что церкви
провинции Тайк являются жемчужинами армянской архитектуры и были возведены
армянскими строителями. Попытки оспорить данный факт не делают чести ни
иерархам грузинской церкви, ни подыгрывающим им турецким чиновникам.
Что же все-таки не устраивает грузинского патриарха,
решившегося на столь откровенный демарш против правительства своей страны? Оказывается,
Католикос Илия Второй недоволен прежде всего тем, что Михаил Саакашвили
отстранил его от переговоров с турками относительно судьбы оспариваемых
церквей. Святой престол лишь поставили в известность об уже принятом решении. В
конце декабре глава Национального агентства по защите культурного наследия
Грузии и руководитель соответствующего государственного департамента Турции
пришли к соглашению относительно весьма любопытной сделки. Они договорились о
том, что Анкара возьмет на себя восстановление четырех православных церквей, а
взамен грузины отреставрируют три бездействующие мечети в Ахалцихе и дадут
туркам возможность построить новую мечеть в Батуми. После длительных
консультаций из 12 церквей, которые в Тбилиси считают грузинскими, выбор был
сделан в пользу монастырей Ошки, Хандзта, Отхта и Ишхани. Замечу, что
монастырь, именуемый грузинами Ишхани, был построен в VII веке
армянами-халкедонидами села Ишхан, а Ошки в действительности это Ошкиванк,
который армяне построили в X веке и нарекли именем Святого Иоанна Крестителя. Нетрудно
догадаться, почему именно эти храмы рекомендовали грузинам турки. Таким образом
они стремились стереть следы армянского присутствия в регионе, который был
частью исторической Армении.
Но патриарху Илие Второму кажется, что этого мало. Он
считает, что храмы должны быть не только отреставрированы, но и переданы
Грузинской Православной Церкви на правах собственности. "Именно патриархия
является собственником всех грузинских православных храмов, в том числе и
находящихся за рубежом”, — говорится в заявлении, распространенном
пресс-службой Святого престола. Не устраивает патриарха и принцип обмена,
заложенный в основу достигнутого с турками соглашения. Обмен, по его мнению,
неадекватный. Патриархия обращает внимание на тот факт, что в Грузии в местах
компактного проживания азербайджанцев и турок-месхетинцев и без этого активно
строятся мечети. В то же время в районах, населенных лазами — этническими
грузинами, нет ни одной действующей церкви. Руководству Святого престола
непонятен и принцип, по которому предпочтение было отдано именно тем четырем
монастырям, которые отмечены в соглашении. "Памятники такой важности, как Ошки,
Хандзта, Отхта, Ишхани, могли быть восстановлены и под эгидой ЮНЕСКО. Переговоры
же с турецкой стороной нам следовало вести о реставрации других храмов. Патриархия
Грузии считает наипервейшим делом восстановление храмов Ардашени и Хахули. Почему
не был использован этот путь, мы не знаем”, — говорится в заявлении.
Замечу, что церковь, которая в заявлении патриархии названа
Ардашени, в действительности является армянским монастырем Хардашен. (В
дословном переводе с армянского — "построенная на ровном месте”.) Но вернемся к
причинам, помешавшим грузинским и турецким защитникам культурного наследия
прибегнуть к помощи ЮНЕСКО. Если бы такой запрос действительно был направлен в
контору этой ооновской структуры, ее эксперты прежде всего должны были провести
исследование, дабы убедиться в том, что действительно имеют дело с грузинским
историческим памятником, а не с предметом наследия какого-либо другого народа. И
тогда они должны были бы выслушать аргументы армянских историков, что никак не
входило в планы грузинских и турецких чиновников. Именно потому было решено не
обращаться за помощью в ЮНЕСКО. В Тбилиси и Анкаре сделали все возможное для
того, чтобы информация о подготовке к реставрации спорных монастырей дошла до
армянской научной общественности в последнюю очередь. Артем Ерканян, «Новое время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.