Главная » 2010»Февраль»20 » Туркменистан-Иран-Армения: новый энерготранспортный коридор Евразии
Туркменистан-Иран-Армения: новый энерготранспортный коридор Евразии
11:42
Analitika.at.ua. В политике и в той области экономики, которая тесно
переплетается с политикой, руководствуются не эмоциями, а интересами своего
государства.
Там не в почете запоздалые решения. Там все делается
своевременно и основательно.
Причем решая одну конкретную задачу, как правило, ее
результат превращают в основу для исполнения другой. Действуя таким образом,
накапливают сумму положительных решений, которые выводят на новый уровень и
развитие собственного государства, и структуру отношений с соседними странами.
Туркменистан (госбюджет которого на 2010г. порядка 18 млрд
долларов, население - около четырех миллионов человек) в этом отношении самый
поучительный пример. Он в 2009 году из-за спада спроса на углеводородное сырье
на европейских рынках получил отказ от Газпрома, от своего традиционного
реэкспортера на покупку туркменского газа, который на тот момент составлял до
90% туркменского газоэкспорта. Обстоятельства складывались непростые, но в этих
непростых условиях Ашгабад принял ответственное решение и начал строительство
газокоммуникаций для транспортировки своего продукта на рынки Ирана и Китая.
Вынужденная диверсификация привлекла в бюджетообразующую отрасль экономики
новые иностранные инвестиции и успешно обеспечила альтернативные векторы
газореализации.
И теперь Туркменистан (с декабря 2009г) по вновь построенным
газомагистралям сможет увеличить ежегодную продажу газа в Иран до 12,5 млрд.
кубометров, а в Китай - до 40 млрд. кубометров. Тем самым покрывается в
экспортных объемах до 90% предполагавшегося по 2009г. экспорта туркменского
газа в Россию. Между тем с 9 января 2010г. Газпром (Россия) также возобновил
закупки туркменского газа в объеме до 30 млрд. кубометров газа ежегодно. Со
временем туркменский газ через газотрассы «Набукко» и «Белый поток» поступит и
на европейские рынки. Непонятно только, почему для реализации этих проектов
западными компаниями азербайджанский маршрут признается в качестве основного?
И это тогда, когда есть другая, коммерчески более
оправданная, сравнительно малозатратная и достаточно безопасная схема доставки
по линии Туркменистан-Иран-Армения с разветвлениями:
а) Турция-Греция - по направлению к Австрии, Германии и
Франции;
б) Грузия - по дну Черного моря через Украину к Польше,
Чехии и Словакии;
в) Грузия - по дну Черного моря через Румынию к Австрии,
Германии и Франции.
Труботрасса - это не только возможность транспортировки
углеводородов. Она еще и долговременная межгосударственная взаимозависимость,
которая самым существенным образом повлияет на последующие геополитические
устремления вовлеченных государств. Поэтому активизация по реализации маршрута
Туркменистан-Иран-Армения для Армении - это не только шанс стать участником
альтернативного маршрута для транспортировки сырья углеводородных месторождений
Среднеазиатского региона, но и способ решить в свою пользу существующие
внутрирегиональные вызовы Южного Кавказа.
Аргументация о проблемности с реализацией данного проекта
из-за возможного отрицательного отношения к его исполнению США контрпродуктивна
по той простой причине, что Вашингтон ничего не предпринял и не предпринимает
по отношению к Турции, которая у Ирана ежегодно закупает газ в количестве не
менее 15 млрд. кубометров. А в нашем случае эти коммуникации будут обеспечивать
транзит не иранского, а туркменского газа. И не в Иран, а через Иран в страны
Европы.
Отношение России, вероятнее всего, будет
сдержанно-благожелательным, потому что такой коридор позволит сохранить
российское влияние в целом ряде постсоветских государств даже после
прецедентного решения Международного арбитражного суда в Гааге по делу ЮКОСа против
России, по которому постоянная палата третейского суда признала за Россией
исполнение обязательств по подписанному в 1994г., но все еще не
ратифицированному Москвой ЕвроЭнергоХартии (ЕЭХ). А значит, как подтвердила
возможность использования газотранспортных сетей (ГТС) по России другим
государством для транзита газа из третьих стран, так и исключила из ресурсного
арсенала Газпрома правоприменяемость коммерческого газового реэкспорта по ГТС
для стран, подписавших ЕЭХ…
Для покрытия в полном объеме потребностей (и не только этого
трансевропейского проекта) необходимым сырьем Туркменистан уже приступил к
реализации первого этапа промышленного обустройства гигантских запасов
месторождения Южный Елотен-Осман. Разработкой газовых запасов занимаются:
китайская CNPC, южнокорейские LG International и Hyundai Engineering,
британская Petrofac и компания Gulf Oil из ОАЭ.
С 14 декабря 2009г. газ с этого месторождения по труботрассе
Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай уже поступает в «страну восходящего
солнца».
Согласно результатам независимого аудита известной
британской компании «Gaffney, Cline & Associates», запасы данного
месторождения оцениваются примерно в 14 триллионов кубометров газа. А это
значит, что Южный Елотен-Осман - в числе трех крупнейших газовых кладовых
планеты. Следовательно, объем экспорта до 100млрд кубометров в год с этого
участка можно производить в ближайшие 140 лет беспроблемно. Тогда как, к
примеру, с азербайджанских подтвержденных и вероятных газозалежей отгрузка в
тех же величинах возможна в течение не более восьми лет.
Специалисты считают неплохими перспективы и другого
туркменского месторождения - Яшлар. По предварительной экспертной оценке,
объемы газа здесь составляют порядка 1,5 триллиона кубометров. К слову, только
подтвержденные объемы по Яшлар в абсолютных цифрах уже превышают те, которые
имеются и по разрабатываемым, и по предполагаемым газовым месторождениям по
прикаспийскому шельфу все страны прикаспийского бассейна (вместе - 1,3
триллиона кубометров).
Вместе с тем есть убеждение, что дополнительные буровые
работы и сейсмические исследования туркмен-амударьинского бассейна наверняка
позволят получить новые данные, корректирующие оценки объемов углеводородных
ресурсов, которые хранятся в недрах этой страны в сторону их увеличения.
Исходя из вышеизложенного следует, что Армения (госбюджет на
2010г. - около 3 млрд. долларов, население в пределах 3,2 млн. человек) уже
получила очень хорошие перспективы через объединенную туркмено-ирано-армянскую
газотранспортную сеть заявить о себе, как об экономически оправданной
транзитной площадке и для «Набукко», и для «Белого потока». При строительстве
дополнительных трубопроводных магистралей Армения в состоянии будет обеспечить
по своей территории транзит газа в пределах до 70 млрд. кубометров в год. Это
больше чем суммарная потребность и «Набукко», и «Белого потока». Объем газа,
полагающийся Армении по формуле 5% + 5% (5% объема транспортируемого газа -
бесплатно, а 5% - по льготной цене), за участие, к примеру, в проекте «Набукко»
в качестве транзитной страны в состоянии покрыть всю ее потребность в этом виде
энергоресурса. Данный коридор также перспективен и для строительства
нефтепроводов, способных обеспечить в год прокачку до 50 млн. тонн туркменской
нефти, и по маршруту Мегри-Кулеви-Бургас-Триест
(Мегри-Кулеви-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск), и по линии Мегри-Гюмри-Джейхан. Тем
более что с 2017 года в Туркменистане будет добываться ежегодно не менее 120млн
тонн высококачественной нефти.
Коммерчески оправдан маршрут Армения-Иран-Туркменистан для
организации разнонаправленных перетоков электроэнергии по схеме Южный Кавказ -
Средняя Азия как в страны Евросоюза, так и через Казахстан в Россию и Китай. А
с вводом в эксплуатацию армяно-ирано-туркменистанской железнодорожной
магистрали (для этого потребуется строительство одного железнодорожного моста
через Аракс и прокладка 60-ти километрового железнодорожного полотна,
соединяющего иранскую железную дорогу с армянским Мегри) это направление
получит несомненные конкурентные преимущества и в грузотранспортной схеме - берег
Балтийского моря-Украина-Грузия-Армения-Иран-Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай
(Россия) - берег Тихого океана, и по линии - берег Балтийского
моря-Украина-Грузия-Армения-Иран-берег Персидского залива с выходом на страны Индийского
океана.
Не следует забывать, что по оценкам специалистов, оборот
торговли по коридорам Север-Юг и Восток-Запад к 2012-2015 годам достигнет
уровня 2,5 трлн. долларов. Фактически, Армения может стать участником
гигантского, экономически оправданного торгово-промышленного конвейера,
соединяющего все евразийское экономическое пространство. Став участником этого
проекта, Армения получит возможность совершить качественный модернизационный
скачок по всем своим структурным составляющим. Смысловое содержание последнего
предложения подтверждается частным фактом из китайско-казахстанских отношений.
Так, 12 декабря 2009г. на открытии казахстанского участка трубопровода
Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай председатель КНР Чу Цзиньтао объявил о
выделении Пекином Казахстану 3,5 млрд. долларов для создания в несырьевом
секторе Казахстана совместных китайско-казахстанских предприятий. Значение
коммуникационного коридора Туркменистан-Иран-Армения несомненно усилит и ввод в
эксплуатацию железнодорожной ветки Гюмри (Армения) - Карс (Турция)…
Что необходимо для воплощения этого в жизнь?
Первое: серьезный настрой армян в Армении и в диаспоре на
реализацию этой возможности. Второе: политическая воля первых лиц армянского
государства. Третье: совмещенные и скоординированные действия по всему спектру
политического поля. Почему так, а не по-другому? Потому что сегодня реальная
политика пока что делается не на уровне простых людей, а в кабинетах тех, кто
принимает прикладные решения. И потому в Армении нужно резко расширить
институциональную составляющую в пользу экспертов, в пользу простых людей,
которые будут лоббировать эти идеи в кабинетах чиновников, популяризировать эти
идеи в публичном дискуссионном поле.
Простые люди должны понимать, какую пользу они получат от
реализации этого проекта. Одним словом, в Армении нужно настойчиво тиражировать
и закреплять эти идеи в общественном сознании…
Почему так, а не по-другому?
Потому что балтийско-черноморско-кавказско-среднеазиатское
пространство является экономически оправданной транзитной площадкой,
объединяющей три гигантских силовых центра: Евросоюз, ставший после ратификации
Лиссабонского договора пятисотмиллионной державой, полуторамиллиардный Китай и
крупный рынок в формате российско-казахо-белорусского таможенного союза с
населением (примерно) в 170 млн. человек и капиталом в 2,5 трлн. долларов.
Причем последний имеет объективные предпосылки к расширению.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.