Пятница, 29.03.2024, 12:27
Главная » 2011 » Май » 5 » У рассеянных людей мозг больше
У рассеянных людей мозг больше

Analitika.at.ua. Рассеянность происходит из-за того, что при созревании у мозга остаётся много ненужных и неупорядоченных контактов между нервными клетками. Для того чтобы управлять этой "замусоренной" системой, требуются дополнительные ресурсы в виде большего числа нейронов.

Группа исследователей из Лондонского университетского колледжа (Великобритания) выяснила, чем отличаются внимательные люди от невнимательных. По просьбе учёных 145 добровольцев ответили на вопросы из теста Бродбента, широко используемого для оценки рассеянности внимания. (Опросник, среди прочего, интересуется, часто ли вы, войдя в магазин, забываете, что собирались купить, не натыкаетесь ли вы на других людей на улице, и т. д.) Этим же волонтёрам потом сканировали головной мозг, чтобы описать всевозможные отклонения в его структуре, сопровождающие степень общей рассеянности конкретного человека.

Оказалось, что среди добровольцев рост невнимательности сопровождался увеличением зоны головного мозга, называемой верхней париетальной корой, которая находится с левой стороны и у рассеянных отличается повышенной плотностью. То есть там больше нервных клеток. Рост плотности этой зоны хорошо согласовывался с ростом рассеянности, определяемой по психологическому тесту.

На первый взгляд, обнаруженная закономерность противоречива: почему рост числа нервных клеток — это плохо? Но, как говорят сами исследователи, при созревании мозга происходит настройка и упорядочение связей между нейронами. Рассеянные и невнимательные от природы люди могут иметь много "лишних", воистину отвлекающих нервных каналов, которые не исчезли при настройке. Для компенсации и управления такими "избыточными" контурами требуются дополнительные структуры.

Учёные проверили, влияет ли париетальная кора на способность сосредотачиваться. Для этого всё тех же подопытных просили "поймать" бегающий по экрану монитора кружок, не обращая внимания на разнообразные отвлекающие факторы. Во время выполнения этого теста у испытуемого избирательно угнетали активность париетальной коры, используя технику транскраниального воздействия магнитным полем. При подавлении активности этой зоны тест отнимал у респондента гораздо больше времени. А вот угнетение других зон мозга никак не сказывалось на времени выполнения задания.

Статья с результатами исследования опубликована в издании Journal of Neuroscience.

Конечно, рассуждать об абстрактной внимательности следует осторожно: каждый может сказать, исходя из личного опыта, что степень рассеянности зависит от десятков факторов, начиная с физического самочувствия и заканчивая эмоциональным фоном и заинтересованностью в том, что ты делаешь. Тем не менее сегодня такие исследования приобретают особую актуальность, помогая хоть как-то соотнести себя и свои возможности со стремительно информатизирующимся миром. compulenta.ru