Analitika.at.ua. Последний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в
начале ноября в регион завершился совместным заявлением о том, что главы
Армении и Азербайджана приняли предложение посредников о проведении в конце
декабря очередной встречи на уровне глав государств. Собственно говоря,
удивляться особо нечему, так как иного и не могло быть. Действительно, встречи
в последнее время стали носить регулярный характер, иное дело, каков у них
коэффициент полезного действия.
Судя по сообщениям прессы, на столе переговоров по-прежнему
остаются пресловутые Мадридские принципы, которые, как видно, не удовлетворяют
ни ту, ни другую сторону. Не говоря уже о самом Нагорном Карабахе, у которого
собственная четкая позиция, не раз озвученная по тому или иному поводу.
Заключается она в том, что Нагорно-Карабахская Республика – состоявшееся
независимое государство, границы которого определены ее Конституцией.
Собственно говоря, по данному положению и ломаются главным
образом копья дипломатических миссий Армении и Азербайджана.
Если верить заявлениям официальных и полуофициальных лиц
Азербайджана и Турции, то отсутствие ставших уже привычными заявлений
сопредседателей якобы свидетельствует о возросшем (?!) интересе посредников к
процессу урегулирования. Сей парадокс азеро-турецких оценок обусловлен
активностью Турции в контексте подписания известных Протоколов. С недавних пор
в Азербайджане бытует мнение, что Турция в скором времени может стать
сопредседателем Минской группы ОБСЕ, с чем, естественно, связываются радужные
надежды. Расчет делается на то, что в этом случае Азербайджану удастся на
начальном этапе заполучить пять, а в последующем – еще два района Нагорного
Карабаха. Что касается так называемого промежуточного статуса НКР, на который
якобы согласны официальные Ереван и Баку, то с азербайджанской точки зрения
этот статус может быть интерпретируем «только в составе территориальной
целостности Азербайджана». Оставим национальные особенности азербайджанской
лексики и стилистики в стороне, поскольку суть их, по большому счету, понятна и
составляет краеугольный принцип бакинской концепции урегулирования. Иными
словами, настойчиво проталкивается идея возврата к ситуации 1988 года,
неприемлемость которой неоднократно подчеркивалась властями НКР. Причем это
говорилось прежде всего международным посредникам.
Надо сказать, именно международные посредники, как и
структуры, заинтересованные в справедливом урегулировании конфликта, адекватно
воспринимают позицию карабахской стороны. Неслучайно в последнее время именно
ими и признается право народа НКР на самостоятельное определение своего
будущего – политического, экономического, социального... В этом, надо сказать,
собственно и сама суть справедливости, к которой к месту и не к месту так любит
апеллировать Азербайджан. К слову, понятие «справедливость» как таковое в
политике - вещь эфемерная. Но в понимании Азербайджана она определяет четко
очерченные им контуры, в которые, в том числе, весьма зримо вписывается
доктрина пантюркизма, сейчас необъективно как будто бы подзабытая ведущими
мировыми политическими игроками. Тема, признаться, отдельная, но обойти ее
вниманием, и уж тем более в контексте карабахского урегулирования, невозможно,
ибо именно Арцах - своеобразная кость в горле апологетов пантюркизма в Анкаре и
Баку. Действуя в тандеме «доброго» и «злого» следователя, обе эти столицы
настойчиво пытаются за ширмой «справедливого» урегулирования реализовать свои
пантюркистские цели, от которых они не собираются отказываться. При этом не
выбирают средств, по привычке прибегая к методу откровенного шантажа. Вот и на
сей раз Азербайджан и Турция, каждый по-своему, весьма недвусмысленно выдвинули
против сопредседателей Минской группы обвинения в проармянской позиции,
неэффективности ее действий. Так, на взгляд турецкого президента Гюля,
посредники не желают признавать «факт оккупации территорий АР», а с точки
зрения Баку необъективность сопредседателей заключается в том, что они «до сих
пор не признали Армению в качестве захватнической страны».
Не трудно заметить, что ни Азербайджан, ни Турция не
намерены слезать со своего любимого конька. А это значит, что решение проблемы
не предвидится в обозримом будущем, чтобы не сказать – никогда. Единственный
позитивный момент во всем этом «околоурегулировочном» процессе заключается в
том, что Нагорный Карабах был и остается при своем мнении, которое он
последовательно отстаивает, исходя из собственных интересов, не идущих не в
какое противоречие с общепринятыми нормами мирового развития. Иными словами,
решение азербайджано-карабахского конфликта довольно простое – Азербайджан со
своей искусственной территориальной целостностью сам по себе, Нагорный же
Карабах со своей исторически обоснованной территориальной целостностью – сам по
себе. Именно эти принципы, в качестве базовых, и должны лечь в основу
миротворческого процесса как для Вашингтона, Парижа и Москвы, так и Еревана и
Баку.
По аналогии с общепринятой политической терминологией
назовем их Степанакертскими. Со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
Леонид Мартиросян, главный редактор газеты «Азат Арцах»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.