Analitika.at.ua. Инженеры и математики из
технологического института Джорджии (США) предложили отменить традиционное
расписание общественного транспорта и заменить его централизованной системой
управления, основанной на принципе выравнивания интервалов. В статье, опубликованной
в журнале Transportation Research Part B, ученые изложили принципы работы
алгоритма, координирующего движение транспорта и привели расчеты, лежащие в его
основе. Краткое содержание исследования авторы приводят в своем блоге.
Большинство схем работы общественного транспорта
предусматривает расписание, - указывают авторы, при этом обычно, в условиях
непредсказуемого трафика, его выполнять не получается. Задержки часто вызывают
скопление автобусов друг за другом (по-английски его называют bus bunching),
когда отстающего водителя догоняют водители, следующие за ним по расписанию. Авторы
утверждают, что скопление - неизбежная проблема работы по расписанию, и
предлагают от него отказаться.
Альтернативная схема работы выглядит следующим образом. Каждый
автобус предлагается снабдить датчиком GPS, который сообщает серверу о своем
местоположении. Когда сервер понимает, что автобус попал в контрольную точку,
он вычисляет время, которое заняло преодоление данного участка пути. Далее
сервер рассчитывает, какое время должен провести водитель в контрольной точке,
и посылает ему сигнал о том, когда следует начать движение.
Временной интервал, за который водителю нужно будет
преодолеть следующий участок, изменяется сервером на время, равное среднему
между интервалом преодоленного участка и интервалом следующего позади автобуса.
При этом, вне зависимости от возникновения задержек, постепенно интервалы всех
автобусов выравниваются. "То, как именно это происходит, - магия
математики" - сказал один из авторов работы, Джон Бартольди.
Авторы провели компьютерные симуляции и показали, что
алгоритм действительно позволяет быстро выровнять интервалы и избежать
скопления автобусов. Кроме того, такая схема движения, в отличие от движения по
расписанию, позволяет легко адаптировать систему, если какие-то автобусы
выходят из строя.
Исследователи испытали свои разработки "в поле" на
автобусах, работающих в кампусе своего института. Для этого каждый из автобусов
был снабжен планшетом, работающим под операционной системой Android, который
посылал данные о координатах и принимал сообщения от сервера.
Предложенный алгоритм, однако, имеет свои недостатки. Он
применим только для нагруженных линий, где интервалы между автобусами
составляют не более 10-12 минут. При больших интервалах в движении отсутствие
расписания раздражает многих пассажиров. Лента.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.