Главная » 2013»Апрель»27 » Ученый: Турки стали использовать новые методы в плане отрицания Геноцида
Ученый: Турки стали использовать новые методы в плане отрицания Геноцида
01:45
Analitika.at.ua. Интервтю ГА с директором Музея-института Геноцида армян
Гайком Демояном.
- Г-н Демоян, каковы основные направления деятельности Музея-института
Геноцида армян на сегодняшний день?
- Музей активно готовится к 2015 году. Ведутся интенсивные
строительные работы, параллельно с этим идет работа по разработке концептуально
нового экспозиционного плана. Через 2 года музей откроется для широкой публики
с абсолютно новой экспозицией – и в смысле материала, и в смысле преподнесения
темы Геноцида армян. Речь идет о технологичной экспозиции, то есть ее
компьютеризации. Максимальное количество материалов, собранных и оцифрованных
за последние 5-6 лет, будет представлено посредством проекторов и так
называемых тач скринов. Совершенно новый дизайн, новая музейная культура – к
этому мы идем…
- То есть вся представленная на данный момент экспозиция музея в том
виде, в котором она есть сейчас, будет убрана?
- Да, мы рассматриваем ее уже как минувший этап. В сентябре
будут сданы в эксплуатацию два новых корпуса – административная часть, зал и
помещение, где наши специалисты будут преподавать тему армянского Геноцида как
местным школьникам, так и ребятам из диаспоры, и представителям других
национальностей. Преподавание темы Геноцида – часть нашей новой образовательной
миссии, которой предстоит осуществляться наравне с выставочной и научной
деятельностью. Будет также большой удобный зал для временных экспозиций, что
очень важно, потому что именно временные экспозиции – основной индикатор того,
что музей живет и дышит. Такой зал дает возможность размещать временные
экспозиции других музеев, а это означает активизацию международного
сотрудничества.
- В контексте международного сотрудничества есть конкретные планы?
- Безусловно. В этом году мы собираемся подписать соглашение
о сотрудничестве с тремя крупными и авторитетными музеями – Центром
"Шоа" в Париже, канадским Музеем по правам человека и Музеем
Холокоста в Будапеште. Причем это планы только на текущий год – не исключено,
что будут новые предложения и новые соглашения. Между тем, конечно, основной
акцент в нашей деятельности делается на разработке новой экспозиции и
параллельно с этим разработке временных экспозиций с разной направленностью –
их у нас уже 15. И есть возможность одновременно во многих столицах и городах
мира открыть временные экспозиции на основе новонайденных материалов.
- Раскроете скобки относительно "новонайденных материалов"?
- Дело в том, что подобная информация никогда не раскрывается
заранее. У всей музеев есть свои "секреты" – никто не раскрывает свои
коллекции до собственно открытия экспозиции. Это просто международная традиция.
Целостное представление материала всегда дается залпом. Материалов у нас очень
много, в библиотеке практически нет места. Плюс к тому, как вы знаете,
известнейший геноцидовед Израэль Чарни решил передать в дар Музею-институту
Геноцида армян свою личную библиотеку, а это целых 700 единиц. Книги уже в
пути, прибудут со дня на день.
- Вы упомянули об образовательной миссии Музея-института – хотелось бы,
чтобы шире раскрыли эту тему. В последнее время много говорится о том, что
следует преподавать историю Геноцида армян в школах отдельным предметом. Вы
согласны с этим?
- Я убежден: вопрос не в том, чтобы разработать особый курс.
Не думаю, что тему Геноцида армян не надо преподносить отдельным курсом в
средней школе. Другое дело, что следует серьезно подумать о правильном
преподнесении темы Геноцида разным возрастным группам в рамках школьного
образования. Не надо изобретать велосипед – во всем мире есть специальная
методика, по которой преподносится тема Холокоста, военных преступлений и т.д.
Суть не в том, чтобы пичкать детей всякими психологическими ужасами, а
наоборот, сделать так, чтобы, не навредив детской психике, правильно (с
психологической, педагогической точки зрения) преподавать тему не только в
образовательных, но и в воспитательных целях. С тем чтобы подготовить
гражданина, осознающего свой гражданский долг. А у нас что получается? Я то и
дело вижу детишек, которых приводят в музей, у них цветы в руках выше ростом,
чем они сами. Ну зачем детей 6-7 лет приводить в Музей Геноцида? Ладно бы еще к
мемориалу… Как педагоги могут позволить себе такое, какую риторику они должны
использовать, чтобы ужасные свидетельства Геноцида, увиденные детьми в музее,
не травмировали хрупкую детскую психику? Для нас задача номер один заключается
в том, чтобы правильно преподнести тему, от которой так или иначе не уйти, но
сделать это, не только не навредив, но и в конечном итоге внедрив в человека
чувство победителя, а не побежденного.
- Что же делается сегодня для реализации этой задачи?
- На мой взгляд, в плане преподавания темы армянского
Геноцида речь должна идти о едином универсальном курсе для всех армянских
детей, независимо от места их проживания. Эта тема не должна быть партийной,
групповой или индивидуальной. Важно обращаться к памяти, объединяющей всех
армян, как к средству единения, как к энергии, которую можно направить в
положительное русло. Для разных возрастных групп должны быть свои
методологические подходы. А в возрасте 15-16 лет детей уже можно привести в
Музей Геноцида и показать то, что они уже психологически готовы воспринять. У
нас есть предварительная договоренность с Министерством образования РА о
совместной работе с Национальным институтом образования в плане создания
методики преподавания темы Геноцида.
- А насколько важно, чтобы тема Геноцида армян была внедрена в учебники
в других странах мира?
- Это задача исключительной важности. Она, на мой взгляд,
имеет даже большее значение, нежели принятая тем или иным парламентом резолюция
по признанию Геноцида армян. Потому что, когда гражданин любой страны со школы
знает, что был Геноцид армян во время Первой мировой войны, это весомее, чем
любая бумага, принятая парламентом.
- Кстати, в будущем году мир отмечает столетие Первой мировой войны…
Что эта дата несет нам в преддверии 2015 года?
- Если ситуация пока выжидательная, то в будущем году она,
безусловно, активизируется в контексте 100-летия Первой мировой войны. Во всем
мире уже активно издают книги, снимают фильмы на эту тему, а значит, и тема
Геноцида армян будет в центре внимания. Недавно из BBC, где снимают фильм о
войне, обратились к нам с просьбой предоставить информацию, фотографии, дабы
они могли рассказать о Геноциде армян. Мы должны поймать волну 100-летия Первой
мировой войны и на этой волне преподнести 1915 год. Ведь Геноцид армян – часть
общеевропейской, общечеловеческой памяти.
- А чего следует ждать от Турции?
- Турки стали использовать новые методы в плане отрицания
Геноцида – это очевидно. На первом плане у них теперь экономический фактор. Где
бы ни активизировался процесс по признанию армянского Геноцида, там непременно
появляется министр иностранных дел Турции, либо премьер, либо турецкий посол в
данной стране и начинаются разговоры о том, что не худо бы удвоить или утроить
торгово-экономический оборот к 2015 году. Дескать, зачем вам Геноцид армян,
давайте не упоминать о прошлом, давайте лучше торговать. Я называю это попыткой
подкупить память, точнее - попыткой купить право общества или государства на
память о том или ином фрагменте всемирной истории. Турки сейчас работают, как
азербайджанцы, деньгами. К счастью, подобный метод часто оказывается провальным
– как в случае с канадцами… Зара ГЕВОРКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.