Главная » 2010»Май»12 » Удастся ли Москве пройти через турецкое "минное поле"
Удастся ли Москве пройти через турецкое "минное поле"
18:59
Analitika.at.ua. Первый официальный визит президента России Дмитрия
Медведева в Турцию долго и тщательно готовился. Стороны долго и внимательно
присматривались друг к другу, чтобы подготовить решения прорывного свойства.
Все началось с того, когда в первых числах августа 2009 года премьер-министр РФ
Владимир Путин совершил рабочий блиц-визит в Анкару. Причем к этому маневру был
подключен и глава правительства Италии Сильвио Берлускони. Москва предложила
Анкаре проект строительства газопровода "Голубой поток-2" с
перспективой его вывода на Израиль и Европу. Одновременно Турция приглашалась к
участию в строительстве "Южного потока". Россия также была готова
построить нефтепровод "Самсун-Джехан", газовое хранилище под озером
Тузгелю, начать на территории Турции строительстве АЭС.
Турция понимала, что для Россия, оказавшейся в то время под
"газовым прессингом" Украины, важно было обеспечить для себя обходной
маневр и добиться доступа к турецким территориальным водам для строительства
газопровода "Южный поток". Но Турция свое согласие на прокладку
"Южного потока" в своих территориальных водах обусловила
строительством трубопровода Самсун - Джейхан. Россия приняла это предложение. В
ситуации, когда решалась судьба двух конкурирующих между собой проектов
газопроводов - "Южного потока" и NABUCCO - для России было
предпочтительнее не только нейтрализовать Турцию, но создать ситуацию, при
которой Туркмения и Азербайджан не успевали бы в срок подготовиться к
осуществлению проекта NABUCCO.
Турция тогда владела инициативой и ставила задачу, как
писала газета Sabah, стать главным транзитным пунктом для потоков
энергоресурсов в системе Россия - Кавказ - Центральная Азия - Европа. Это не
только заметно увеличивало ее геополитическую роль на Ближнем Востоке, но и_ с
опорой на складывающееся необычное партнерство с Россией, позволяло приступить
к ведению более самостоятельной внешней политики. Не случайно на период после
визита Владимира Путина приходятся главные достижения во внешней политике этой
страны.
В октябре 2009 года состоялось первое заседание Совета по
стратегическому сотрудничеству между Сирией и Турцией. Стороны тогда подписали
соглашение о введении безвизового режима, приступили к сотрудничеству в сфере
энергетики, стали проводить совместные военные учения. Турция попыталась
сыграть и роль посредника в урегулировании ближневосточного конфликта, в
частности, в возможном урегулировании сирийско-израильских отношений, а также в
рамках внутрипалестинского диалога между движениями ФАТХ и "Хамас".
При этом улучшение отношений с Сирией стало приобретать стратегическое значение
с точки зрения региональной политики, так как через Дамаск Анкара выходила
одновременно и на Москву, и на Тегеран.
Успешным можно считать бросок Анкары и на иракском
направлении. Осенью 2009 года в Багдаде было проведено объединенное заседание
кабинетов министров Турции и Ирака. Тогда было сообщено о планах по продлению
железнодорожной ветки Стамбул - Багдад до Бахрейна, что позволяет связать
железнодорожным сообщением Европу со странами Персидского залива. Третьим, не
менее важным направлением, стала активизация сотрудничества между Турцией и
Ираном, появление проектов по созданию зоны свободной торговли на границе двух
стран. При этом Анкара заявила, что не разделяет опасения Запада относительно
ядерной программы Тегерана, и призвала решать эту проблему
политико-дипломатическими средствами. Кстати, в эту новую внешнеполитическую
систему органично вписывался и армяно-турецкий диалог по улучшению
взаимоотношений.
Первая версия подходов Турции к так называемому
общекавказскому урегулированию сводилась к разведению проблем карабахского
урегулирования и нормализации отношений с Арменией. Примечательно, что во всех
перечисленных направлениях, включая и российское, в основе турецкой внешней
политики лежал фактор расширения экономического сотрудничества Турции, прежде
всего, с соседними странами. Как заявил на пресс-конференции в Анкаре президент
РФ Дмитрий Медведев, "в этот период произошла радикальная смена в
характере отношений между Турцией и Россией", что позволило президенту
Турции Абдулле Гюлю в конце 2009 года дать понять, что наступило время для
пересмотра отношений Турции и ЕС.
Однако режиму Гюлю - Эрдогана не удалось прорваться на
кавказском направлении - довести процесс нормализации отношений с Арменией до
логического конца. Вследствие этого США и Россия, поддерживавшие во многих
начинаниях Турцию, стали повышать планки ожиданий по отношению к этой стране. В
этом контексте нынешний визит главы России Дмитрия Медведева в Турцию
качественно отличался от визита Владимира Путина.
Дело в том, что после прихода к власти в Киеве команды
Виктора Януковича, "турецкий коридор" для вывода российских
энергоресурсов на внешний рынок потерял, как, возможно, думают в Кремле, былую
острую актуальность. Не случайно накануне визита Дмитрия Медведева Турция
активизировала свою деятельность в направлении осуществления конкурирующего с
"Южным потоком" проектом NABUCCO. В Баку сейчас готовится соглашение,
которое будет подписано 16 мая во время визита в Азербайджан премьер-министра
Реджепа Тайипа Эрдогана. Точно также нельзя считать случайным, что именно
сейчас Азербайджан решил снять все проблемы с ценами на поставляемый газ в
Турцию, а новый документ позволяет приступить к разработкам месторождения
Шах-Дениз в Каспийском море. Вслед за этим, как сообщают турецкие СМИ, Анкара
намерена начать активные переговоры с Туркменией, Ираном и Ираком о поставках
газа через NABUCCO. По мнению экспертов, подобный сценарий толкает Турцию
вступать на путь конкуренции с Россией не только на Кавказе, но и к
нейтрализации проекта строительства арабского газопровода, по которому
планируется поставлять газ в Сирию и Египет. То есть речь идет именно о том
проекте, который накануне в Дамаске активно лоббировал президент Дмитрий
Медведев.
В этих условиях Дмитрий Медведев в Анкаре вынужден был
действовать по принципу остаточного свойства, то есть говорить больше о
сотрудничестве в энергетической сфере. Речь идет, прежде всего, о сооружении
газопроводов "Южный поток" и "Голубой поток-2", нефтепровода
Самсун-Джейхан, строительстве АЭС на территории Турции, создании благоприятных
условий для инвестиционной деятельности. В то же время стороны подписали
множество двусторонних соглашений, которые касаются области транспорта,
сельского хозяйства, энергетики, образования, туризма, сотрудничества в
правоохранительной сфере.
Но России в Турции приходится работать с определенной
оглядкой и по другим причинам. Как ни крути, а Турция вступила в непростой
период своей новейшей истории, когда в ходе предстоящего референдума и парламентских
выборов может произойти перегруппировка сил в высших эшелонах власти. Если
такое произойдет, то можно будет говорить и о смене векторов во внешней
политике Турции. Думаю опять-таки не случайно именно накануне визита Дмитрия
Медведева в Турции резко обострилось противостояние между правящей партией
"Справедливость и развитие" и Народно-Республиканской партией (НРП),
которую возглавлял Дениз Байкал. Ранее он грозил премьер-министру Реджепу
Эрдогану разоблачениями в коррупции. Теперь сам Байкал попался на сексуальном
скандале. В турецкой газете Vakit и других общедоступных online-источниках
появились кадры с интимными сценами из жизни Дениза Байкала и его соратницы по
партии Несрин Байток. По всем признакам, речь идет о классической операции,
проведенной против Байкала турецкими спецслужбами.
Напомним, что НРП была создана первым президентом Турции
Мустафой Кемалем Ататюрком и считает себя защитницей светских ценностей. Она
традиционно находится в тесной связи с военной элитой, которая активно выступает
против "политики исламизации", осуществляемой режимом Гюля -
Эрдогана. Это обстоятельство накладывает определенный отпечаток и на характер
взаимоотношений России с Турцией, ведь именно при "исламистах"
сотрудничество между двумя странами стало развиваться бурными темпами. В 2008
году Россия была самым крупным партнером Турции с торговым оборотом в 38 млрд.
долларов.
Прямые взаимные инвестиции между странами составили 10
млрд., а стоимость подрядов турецких строительных компаний в России достигла 31
млрд. долларов. Теперь на словах сторонами обозначена амбициозная задача -
довести объем торгово-экономического сотрудничества до 100 млрд. в год, что
сопряжено с кооперацией хозяйственно-экономических комплексов двух стран. Но
это будет в большей степени зависеть не столько от усилий бизнес-сообщества
двух стран, сколько от дальнейшего хода событий внутри самой Турции.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.