Analitika.at.ua. В самом конце прошлого года в Киеве состоялась
презентация весьма оригинального диска, автором и исполнителем которого был
замечательный музыкант Анатолий АЛЕКСАНЯН. В концерте, посвященном выходу этого
альбома, приняли участие многие украинские музыканты.
Были исполнены песни и инструментальные произведения,
написанные Анатолием Алексаняном, в обработке его коллег и друзей. К сожалению,
не было на концерте лишь самого Анатолия - замечательный пианист, композитор,
основатель и лидер группы Jazz Impression скончался на 62-м году жизни в ноябре
2008 года. Новый диск - дань уважения товарищу, партнеру и коллеге.
К сожалению, имя этого музыканта не очень известно у нас,
хотя несколько лет назад его первый альбом "Марфа" каким-то чудом
попал в Ереван из Украины, и многих любителей музыки покорил композиторский и
исполнительский талант Алексаняна.
ДЖАЗ БЫЛ ДАВНИМ УВЛЕЧЕНИЕМ АНАТОЛИЯ. Еще четырнадцатилетним
подростком в Краснодоне он услышал пьесу знаменитого американского новатора
джаза саксофониста Чарли Паркера и заболел джазовой музыкой. А учился он тогда
в музыкальной школе игре на фортепиано. Даже в годы службы в армии он не
оставлял занятий и упражнений, был вынужден играть на саксофоне, а к роялю
вернулся после демобилизации. Его больше привлекала импровизация.
Город Белая Калитва, куда он попал в 60-е годы, оказался
довольно музыкальным. Юношу заметили и пригласили играть в оркестре на
маракасах. А когда внезапно заболел аккордеонист, Анатолий стал лихорадочно
припоминать то, что учил в музыкальной школе: разбирать ноты, разучивать новые
партии, чтобы заменить отсутствующего музыканта. Это ему удалось. Одна пьеса,
"На озере Балатон", так зацепила за живое, что он решил бросить
аккордеон и вернуться к игре на рояле. Это были времена оттепели, поэтому,
когда начала приходить информация из-за границы, чуть ли не все стали
увлекаться джазом, импровизировали. И именно в те годы возник злосчастный
лозунг "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь",
вооружившись которым, гнали с работы, исключали из учебных заведений. Парня эта
волна обошла стороной, поскольку шахтерский край не трясли так, как другие
города Украины.
Очень большую роль в жизни юноши сыграла в 1968 году встреча
с популярным в те годы советским певцом Юрием Богатиковым в Луганской
филармонии, которая и решила судьбу Анатолия Алексаняна. Пианисты в те годы
брались за аранжировки сочинений, становились руководителями ансамблей, писали
собственные произведения... Эта творческая деятельность захватила и Анатолия.
Но через короткий промежуток времени у него появились сомнения - а есть ли
смысл заниматься всем этим? Сомнения, как всегда, развеяла мама - Мария
Лаврентьевна. Она увезла его в Ереван. Когда дома сел за рояль, красивейшие
мелодии начали приходить сами собой, но вот жизнь не дала высказаться до конца.
ОДНАЖДЫ Я ГДЕ-ТО ПРОЧИТАЛ, ЧТО ВЕЛИКИЙ СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ
считал, что режиссером надо родиться, но еще и... мама должна быть актрисой.
Мама Анатолия играла на балалайке в оркестре, хотя и работала в банке, а отец
был художником. У Анатолия есть дочь Анаит, голос которой звучит в посмертном
альбоме отца... Говорят, однажды, еще будучи совсем юной девушкой, она просто
вошла в студию и сходу спела. Так и осталась в ансамбле Jazz Impression
солисткой.
Альбом, презентованный в тот вечер в Киеве, называется Full
Moon In Korea. Дать какое-либо определение музыке, вошедшей в альбом,
достаточно трудно. Безусловно, здесь присутствует главная джазовая составляющая
- импровизация. Но есть и экскурсы в его классическое прошлое и некое вторжение
в модерновые направления современной музыки: мягкий джаз, фьюжн, нью-эйдж,
выраженные в красочной, яркой палитре звуков. Красивейшие мелодии, сложные
ритмы композиций уносят слушателя куда-то вдаль, убаюкивают, вводят в состояние
полного покоя, время от времени взрывая атмосферу энергичными всплесками
аккордов и жесткими ритмами. В этой музыке тесно переплетаются музыкальные
культуры Латинской Америки, Востока, Африки. А еще следует обязательно добавить
и некие фольклорные штрихи, исполняемые на народных инструментах Армении и
Украины - дудука и бандуры. Такого рода объемное, действительно композиторское
видение в джазе встречается не часто и непременно привлекает внимание - кого-то
захватывает и вдохновляет, у кого-то вызывает возражения, но, как правило,
никого не оставляет равнодушным. А все потому, что за музыкой стоит чувство,
подкрепленное развитой мыслью...
Впервые он показал свои фьюжн-композиции с фольклорным
оттенком в Киеве, на вечере, посвященном памяти Параджанова. В саундтреке,
написанном Анатолием Алексаняном к фильму "12 копеек" режиссера
Кирилла Устюжанина, на равных в современном джазе звучали дудук и бандура.
Кстати, до Алексаняна в Украине никто никогда не писал джазовых партий для
бандуры. А основной музыкальной темой упомянутого саундтрека явилась обработка
Алексаняна народной мелодии "Дле яман". Украинский слушатель принял
ее восторженно. И не случайно на бандуре в ансамбле играл известный украинский
бандурист-виртуоз, художник, композитор, новатор в игре Роман Гринькив,
обладающий особым стилем исполнения на этом древнем инструменте. А центральная
киевская газета даже озаглавила свою рецензию "Украинская бандура в
армянском джазе".
Украинский джазовый ансамбль Jazz Impression Анатолия
Алексаняна выступал по всей Украине, России, Польше, Франции, вот только до
Еревана так и не доехал...
"Я не пишу музыку. Я получаю ее в подарок. Возможность
слышать душой несоизмеримо выше способности слышать ушами. А принятая душой
информация и воплощенная в звуках исключает возможность фальши и наверняка
является наивысшей наградой. Это есть единственное оправдание моего
существования. Это и есть мой путь", - говорил Анатолий Алексанян. Армен
МАНУКЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.