Главная » 2010»Март»8 » Умирающая стамбульская община может стать причиной потери армянских детей Западной Армении
Умирающая стамбульская община может стать причиной потери армянских детей Западной Армении
14:13
Analitika.at.ua. Несколько лет назад, впервые посетив армянскую церковь в
Брюсселе, я была сильно поражена, увидев там усердно молившихся курдов. Немало
курдов, да еще и говорящих на курдском языке, было и во дворе церкви,
построенной по всем канонам армянской храмовой архитектуры. На мое недоумение
друзья ответили, что это длинная и грустная история, а для того чтоб я поняла,
что к чему, они меня познакомили с несколькими из этих «курдов».
Рассказ моих новых друзей «курдов» был поразителен, и очень
ярко напомнил мне документальные кадры о Западной Армении: истерзанной,
опустевшей, окровавленной. Перед глазами проносились картины безжалостно
уничтоженных ятаганом мирных армян. Но я видела и спасшихся от турецких
зверств: армян, которым посчастливилось выжить в окружении врага и сохранить в
глубокой тайне от окружающих свое армянское «я». И все это в условиях запрета
говорить на армянском языке, исповедовать армянскую христианскую веру.
Многих из них исламизировали. Кроме армян Стамбула, в
остальных регионах Турции армянам было опасно говорить по-армянски, даже просто
упомянуть о своей национальной принадлежности. Да и в самой «европейской
столице» Турции армяне опасаются говорить в общественных местах на родном
языке. И эта ситуация сохраняется по сей день.
Я долго и жадно расспрашивала моих новых знакомых: как им,
живущим в Турции армянам, удалось в подобных условиях, рискуя жизнью, сохранить
свою идентичность и, тем более, веру? Я интересовалась происхождением их
фамилий (они носят турецкие фамилии) и почему вообще они с турецкими фамилиями?
Оказалось, что в 1936 году в Турции был принят действующий по сей день
расистский закон (Ад канону), согласно которому турецкое правительство насильно
поменяло армянские фамилии на турецкие. Это решение, которое, кстати, касалось
не только армян, но и других христианских народов, «объяснялось» заботой о
нацменьшинствах, чтобы турки не навредили им. В действительности закон отражал
стремление к ассимиляции живущих в государстве нетурецких народов.
Турция надеялась, что по прошествии некоторого времени они
забудут свои корни: не имея права говорить на родном, лишенные возможности
носить национальные имена и фамилии, исповедовать собственную веру, они, по
замыслу турок, постепенно должны были превратиться в турок. Необходимо знать,
что Турция в государственных реестрах записывала всех своих граждан шифрованным
кодом: каждая нация, каждая религия обозначались специальным кодом. Понятно,
что люди с нетурецким кодом всегда находились под пристальным вниманием
спецслужб государства.
Меня удивило то, что уже взрослые дети (35-45 лет) этих
людей прекрасно разговаривали, читали и писали по-армянски, а родители – нет.
Мне было непонятно, как такое стало возможно? Выяснилось, что, начиная с 60-х
годов, стамбульские армяне начали интересоваться судьбой анатолийских армян,
так как до них доходили слухи, что там еще живут армяне. Однако, в то время
армянам запрещались поездки в Анатолию, а к горе Арарат тем более не
разрешалось и близко подходить. А поскольку стамбульские армяне сильно
отличались от населения других регионов Турции, то и ехать они в Анатолию не
могли: их могли бы сразу распознать, что стало причиной больших проблем. Тогда
они решили прикинуться журналистами, и посетить Анатолию с журналистскими
удостоверениями. Так они обошли чуть ли не все села Анатолии, в которых
обнаружили живущих под защитой курдских шейхов и ага немало армянских семей.
Армяне там в основном говорили на курдском языке.
«Журналисты» знакомились с ними, рассказывали им о тогда еще
советской Армении, и предлагали забрать их детей на обучение в Стамбул: спасти
от неминуемой ассимиляции. Конечно же, самым трудным было забрать этих детей в
Стамбул. Забирали их чаще всего по одному, редко – по несколько детей, из
разных населенных пунктов, так как была огромная опасность засветиться.
«Журналисты» рисковали, как минимум, свободой. Так были спасены многие
армянские детишки, в числе которых, кстати, был и Грант Динк.
Расходы по содержанию и обучению детей взяла на себя
армянская община Стамбула. Детей обучали в армянских школах (в Стамбуле есть
несколько армянских школ и армянских церквей), жили они в интернатах. Дети были
окружены заботой и теплотой взрослых, и даже до сих пор их лицо светлеет при
воспоминаниях о тех годах; думаю, не ошибусь, назвав этот период их жизни
периодом спасения и возвращения к корням. Многие из этих спасенных детей ныне
занимают важные посты, имеют хорошую должность, а, самое главное, это – в
основном истинные патриоты, не покладая рук добивающиеся справедливого решения
вопроса армянского Геноцида. Этих детей сегодня часто можно встретить в
армянских организациях диаспоры.
К сожалению, нескольких патриотов-организаторов спасения
наших детей, турецкое правительство обвинило в том, что они стремятся
превратить турецких детей (не забудем, фамилии у спасаемых от ассимиляции детей
были турецкие) в армян. Активисты этого благородного движения были арестованы и
приговорены к различным срокам лишения свободы.Дальнейшая деятельность армянских патриотов стала невозможной.
Однако в последнее время появляется много сведений о том,
что анатолийские армяне все чаще заявляют о своем армянском происхождении,
независимо от их религиозной принадлежности. Известны случаи, когда
исламизированные армяне без страху заступаются за каждого армянина в этом
регионе, но наиболее интересны факты обращений в суд с требованием поменять
фамилию на армянские. Очень многие из исламизированных армян крестятсяв армянских церквях.
В 80-х годах, вследствие трудностей, искусственно
создаваемых для них турецким правительством, большая часть армян Стамбула стали
выезжать в Европу и Америку. Так, если еще в 60-х годах в Стамбуле проживало
около 200 тысяч армян, то к началу 90-х их осталось лишь 30 тысяч. Большинство
армянских школ остались без учеников, это означало, что они должны были
закрыться: по закону, если нет достаточного количества учеников, то школу имеют
право закрыть или перепрофилировать в турецкую. Таким образом, умирающая
стамбульская армянская община, к сожалению, может стать причиной потери многих
и многих армянских детишек Западной Армении.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.