Главная » 2010»Май»4 » Умит Кардаш: Мы должны пригласить армян, проживающих в диаспоре, стать гражданами Турции
Умит Кардаш: Мы должны пригласить армян, проживающих в диаспоре, стать гражданами Турции
00:08
Analitika.at.ua. Приводим статью отставного турецкого военного судьи Умита
Кардаша «Должны ли мы защищать действия комитета „Единение и прогресс"?
посвященную преступлениям младотурок в отношении армянского народа. Она вышла
на страницах турецкой газеты «Today’s Zaman»:
Термин «геноцид», определяемый как «преступление преступлений»
в решении Международного уголовного суда в отношении Руанды, впервые был введен
Рафаэлем Лемкином, юристом еврейского происхождения из Польши.
Он, в частности, известен за свои усилия в разработке
Конвенции Организации Объединенных Наций по предупреждению и наказанию
преступления геноцида, в которой геноцид был назван международным преступлением
в 1948 г.
Период 1908—1914 гг.
Европа и Америка широко поддерживали младотурок, которые
искали легитимности. Англия и Франция предоставляли кредиты новому режиму и
отправляли консультантов. Для смягчения последствий массовых убийств 1895 и
1896 гг. европейские страны увеличили гуманитарную помощь. Тем не менее, 14
апреля 1909 г.
началась новая волна резни против христиан в Адане. Тесный союз комитета
«Единение и прогресс» (КЕП) с армянской партией дашнаков был одной из основных
причин разжигания этих убийств. Впервые в этих атаках не проводилось
разграничения между армянами и восточными христианами. Так, были также убиты
православные сирийские христиане, католики-сирийцы и халдеи. По-видимому,
армяне выбивались из общего ряда из-за их склонности к торговле, банковской,
брокерской деятельности, а также к фармацевтике, медицине, консультационной
деятельности и другим профессиям; они представляли богатую часть населения. В
результате из-за этого, а также того, что они не мусульмане, армяне стали
мишенью. Как коммерческий и сельскохозяйственный фактор, армяне также являлись
препятствием для германификации Анатолии.
После массового убийства в Адане в 1909 г. наступил период
доброй воли, который продолжался до 1913 г. В январе 1913 г., после поражения в
первой Балканской войне, КЕП сверг правительство и начал проводить политику
гомогенизации населения путем запланированных этнических чисток, истребления и
принудительного переселения.
Талаат-паша подготовил планы гомогенизации населения путем
перемещения этнических групп в другие места. В соответствии с планом курды,
армяне и арабы должны были мигрировать из родных мест, а боснийцы, черкесы и
другие мусульманские иммигранты должны были занять их места. Перемещенным
этническим группам не разрешалось бы составлять более 10 процентов населения в
местах их назначения. Кроме того, эти группы должны были быстро
ассимилироваться. Греки уже были переселены из западного побережья страны в 1914 г.
Энвер-паша считал, что в дополнение к регулярной армии
должны быть специальные силы, которые проводили бы тайные операции. Таким
образом, он превратил Специальную организацию (Teşkilat-ı Mahsusa), которую
учредил в качестве тайной организации еще до Балканской войны, в официальную
структуру. Она состояла из разведчиков, шпионов, диверсантов и наемных убийц. У
нее также была армия, состоявшая из курдских племен. Бывшие преступники стали
добровольцами в этой организации. Талаат-паша сформировал основную часть
«Teşkilat-ı Mahsusa» из банд бывших уголовников, которых он освободил из тюрем.
Принудительное переселение в 1915—1916 гг.
Поддерживаемая немцами панисламистская политика предполагала
фатальные решения в отношении не-мусульман, проживающих в пределах империи.
Условия кампании принудительного перемещения, начатой в 1915 г., отличались от
предыдущих. Двухмесячная кампания затрагивала не только армян, но и всех
христиан в Восточной Анатолии. Это перемещение не может рассматриваться как переселение,
так как указанные пункты назначения были непригодны для жилья. Многие люди были
убиты либо внутри, либо вне населенных пунктов, где они родились или проживали,
а другие были убиты на дорогах, по которым они были вынуждены идти пешком.
Большинство из тех, кто был сразу убит, составляли мужчины.
Женщины и дети составляли наибольшую часть групп, высланных в сторону южных
пустынь. Совершались постоянные атаки на эти шествия, сопровождавшиеся
изнасилованием женщин и похищением детей. Провинциальные чиновники не
предприняли никаких мер по обеспечению конвоев продовольствием, водой и кровом.
Скорее высокопоставленные должностные лица и местные политики мобилизовали
«эскадроны смерти» против них. Эти отряды должны были конфисковать имущество
переселенных людей, посылая какую-то часть в Министерство внутренних дел и
присваивая остальное.
В конце концов, кампания принудительного переселения
превратилась в серию зверств, которые взволновали даже немцев. Эта кампания не
была обменом населением. Как отметил британский социальный историк Дэвид Гонт,
целью этих кампаний принудительного переселения было переместить конкретное
население из конкретного места. Поскольку планировалось осуществить это быстро,
к запугиванию прибавились насилие и жестокость. Так как переселение было
незапланированным, ни администрацию, ни армию не заботило, куда пойдет
депортированное население и выживет ли физически. Высокая степень культуры и
цивилизации, проявленная армянами, сделала зверства против них худшими в глазах
всего мира. Талаат -паша ошибочно сделал свой последний вывод: «Больше нет
армянского вопроса».
Выводы и предложения
Вышеизложенное повествование не может должным образом
описать то, что произошло на самом деле, по его масштабам, размерам и весу. Об
этих зверствах и убийствах не только регулярно сообщали европейские и
американские газеты, но также свидетельствовали официальные документы Британии
и США и даже Германии и Австрии, которые были союзниками Османской империи, а
также протоколы Османского военно-полевого суда (Divan-ı Harbi), описания
дипломатов и миссионеров, доклады комиссий и мемуары тех, кто пережил это.
Нет никаких оправданий — даже тот факт, что некоторые
армянские группы восстали с определенными требованиями и сотрудничали с
зарубежными странами — для этой человеческой трагедии. Заблуждение обсуждать
то, что произошло, ссылаясь на геноцид, который всего лишь правовой и
технический термин. Никакой технический термин не может в достаточной степени
охватить эти события, которые по этой причине неописуемы. Зверства и массовые
убийства несовместимы с человеческими ценностями. Более унизительно считаться
преступником в коллективном сознании человечества, чем быть осужденным по
обвинению в геноциде.
Режим, тесно связанный с сокрытием и отрицанием истины,
сделает государство и общество больным и декадентским. Политики, ученые,
журналисты, историки и религиозные руководители Турции должны стремиться
содействовать тому, чтобы общество могло посмотреть правде в глаза. Посмотреть
правде в глаза — значит стать свободными. Мы не можем получить честь и
достоинство, защищая своих предков, ответственных за эти трагедии. Это
нечеловечная и неэтическая позиция — поддерживать и защищать действия
Абдулхамита II, высокопоставленных членов КЕП и связанных с ними групп, банд и
мародеров. Турция должна объявить всему миру, что она признает упомянутые
зверства и массовые убийства и что в связи с этим она выступает за высшие
человеческие ценности истины, справедливости и гуманизма, осуждая при этом
менталитет и действия тех, кто совершил это в прошлом.
После этого ей следует пригласить всех армян, проживающих в
диаспоре, стать гражданами Турции. Когда армяне диаспоры вернутся в места, где
их предки жили тысячи лет до того, как были вынуждены покинуть их, оставив свое
имущество, воспоминания и прошлое, это поможет смягчить их скорбь, которая
теперь превратилась в гнев. Общая граница с Арменией должна быть открыта без
предъявления каких-либо условий. Это то, что подсказывает нам совесть,
человечность и разум. Турция станет свободной, избавившись от своих страхов,
комплексов и беспокойств, уняв горе армян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.