Analitika.at.ua. В центре Баку за полосой Приморского бульвара красуется
башня из темноватого камня с необычно выступающим вперед носом. То Девичья
башня: словно бессменный страж Старого города Ичери-Шехер на границе ушедших
веков и ультрасовременного мира, этакий призрак из прошлого. Это, пожалуй,
самый удивительный призрак, потому что он существует и осязаем. Но еще более
удивительно, что этот призрак существует под придуманным именем, с
неопределенной и надуманной биографией.
Девичья башня, тиражируемая как "выдающийся
историко-архитектурный памятник азербайджанского зодчества XII века",
ныне, в силу новых научно-археологических открытий, претендует на более раннее
происхождение - как выдающееся творение албанской культуры, датируемое едва ли
не I веком нашей эры! Кому и в каких целях это нужно? Попробуем разобраться и
мы.
Считалось, что Гыз-Галасы (тюркское название Девичьей башни)
была построена по велению ширваншаха Манучехра II (1120-1149гг.) и достроена
при его преемнике Ахситане I (1149-1203гг.). Из настенной арабоязычной надписи
следует, что это "башня Масуда, сына Дауда", без каких-либо
дальнейших поясняющих сведений. До XVI-XVII вв. башня выполняла функции
оборонительно-сторожевого сооружения при дворцовом комплексе ширваншахов, а до
середины XIX века служила высотно-наблюдательным ориентиром, возможно, маяком. К
этому времени относится и попытка водружения на ее вершину Андреевского флага в
честь присоединения Бакинского ханства к Российской империи. Позже башня была
заброшена, и лишь во второй половине минувшего века повреждения внутренней и
верхней ее части были устранены, а в 1964 году она была открыта как
памятник-филиал Исторического музея Аз. ССР. С 2000 года Девичья башня внесена
в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внешне башня представляет собой мощный цилиндр высотой около
30 метров, с чередованием выступающих и западающих рядов кладки от середины до
верха и гладкой от основания до середины. По обращенной к морю восточной
стороне тянется соединенный с ним слегка изогнутый выступ длиной около 15
метров, поднимавшийся от скального подножия почти до самого верха башни. Происхождение
и назначение этого оригинального выступа, условно называемого контрфорсом, в
точности не выяснено. Он мог служить и волнорезом, и отражающей удары пушечных
ядер "шпорой". Состоит из сплошной каменной кладки без каких-либо
скрытых камер и тайников. Монументальность башни (толщина стен у основания - 5
метров, вверху - 4 метра) позволяет отнести ее к долговременным оборонительным
сооружениям. При необходимости башня могла вместить более 200 человек, а на
случай длительной осады ее гарнизон был надежно обеспечен запасами
продовольствия и питьевой воды из подземного колодца.
Таковы авторитетная справка и описание Девичьей башни,
составленные академиком Л.Бретаницким, автором множества трудов по истории
зодчества и культуры Закавказья. Однако столь подробное описание не снимает все
вопросы о происхождении и самом назначении башни. Еще полвека назад ученого не
могли не озадачить некоторые странности, идущие вразрез с его же утверждением,
что башня - только оборонительное сооружение. Но как тогда объяснить
расположение бойниц для ведения стрельбы только по восточной стороне,
обращенной к морю? Да и сама площадка мала для размещения на ней достаточного
количества орудий.
Как понять назначение проема в 4 яруса среди узких бойниц,
который своим размером и арочным завершением напоминает входной? Это
впечатление подкрепляет примыкавшая изнутри камера, поверхность которой как бы
отполирована подошвами обуви. Не менее загадочен здесь и характерный паз
деревянного бруса, служащего засовом для двери. Но какой вход мог располагаться
на уровне 4-го этажа, так высоко от подножия? К тому же запущенные в кладку
ниже проема фрагменты каменных консолей-кронштейнов не исключают существования
иных строений, примыкавших к основанию башни. Каких и для чего? Значит ли это,
что непонятное сооружение, позже ставшее Девичьей башней, не принадлежало одной
исторической культуре?
Здесь мы вплотную подходим к главным тайнам Девичьей башни. Поэтому
следовало бы оговорить, что возникло вначале: легенда о башне, город или сама
башня. В любом случае изначально было заложенное на ее месте строение. Поскольку
бесспорно: чем бы Девичья башня ни была, ее основание датируется не XII, а VI-V
вв., когда Баку как поселения еще не существовало и не сложился сам этногенез
азербайджанского народа. О том, что строилась башня не одновременно, говорят
вдруг изменившийся характер кладки и сам архитектурный стиль. Ее первопроект
мог диктоваться не только религиозной, но и военной необходимостью, например,
из-за временного поднятия и убывания уровня Каспия, считает академик
Бретаницкий. Им же, а также рядом других ученых была выдвинута версия о
культовом происхождении постройки - вроде храма огня.
Мне представляется, что это сооружение могло быть также
древней обсерваторией. В пользу версии говорит и недавнее утверждение ученого
Аб.Исламова о неслучайном, а вполне обоснованном расположении бойниц башни. Он
выяснил, что в день зимнего равноденствия лучи восходящего солнца проникают в
центральное окно и далее по определенной закономерности.
Шло время, менялись культуры, религии и целые эпохи. Неизменным
оставалось одно назначение башни - высотный ориентир. Что касается трагической
истории прекрасной дочери некоего шаха или хана, которая бросилась с
построенной в ее честь башни, дабы избежать преступных домогательств отца, то
она более поздний поэтический вымысел, красивая легенда. Не подтвержденная
какими-либо документальными сказаниями типа дастанов, она тем не менее
вдохновила деятелей искусства на создание поэтических и музыкальных
произведений.
Минувший XX век стал настоящим культом Девичьей башни,
обращенным не только в культуру, но и в бизнес. На изображении башни строилась
доходно-сбыточная продукция Бакинской сувенирной фабрики и ковровых комбинатов,
оно стало красоваться на открытках, значках, фаянсовой посуде и т.д. Облик
башни, неотделимый от города, стал его гербом. Отметим также, что академик
Бретаницкий полагал, что построек типа Девичьей башни, не связанных с
крепостным сооружением, было несколько. Теперь это не столь важно. Гораздо
важнее вышеупомянутые недавние открытия и связанные с ними инсинуации.
Из интернетовского сайта devicha bashna можно узнать, что
Девичья башня, оказывается, имеет некие скрытые подземные помещения, поскольку
уходит вниз так же глубоко, насколько уходит вверх. Что ж, возможно. А вот
упоминание Масуда ибн-Дауда в деле строительства башни не просто взято под
сомнение: тут он теперь, скорее, участник ее завершения, нежели создатель. Это
объясняет странное размещение надгробной плиты с его именем на высоте 14 метров
от земли. Отчего так? Не оттого ли, что взятые у основания башни анализ и
возраст строительного раствора дали веский повод профессору С.Ашурбейли
утверждать, что именно такой известковый раствор применялся в постройках Кабалы
- столицы Кавказской Албании. Но еще более удивительной является неожиданная
находка у подножия Девичьей башни - захоронение некоего святого, но не
какого-нибудь дервиша или шейха, а ни много ни мало, возможно, самого...
апостола Варфоломея!
Эти предполагаемые чудо-находки не лишены исторической
логики. Так, древнее образование доисламской эпохи - Албанское царство вполне
могло иметь выход к Каспию. Не исключается и возможность того, что один из
апостолов - Варфоломей казнен у некогда культового святилища на Апшероне. Хотя
бы потому, что несколькими веками позже, вблизи нынешнего Хачмаса, массагетами
был казнен внук Григория Просветителя, проповедовавший христианство у
язычников. Но возникает естественный вопрос: а какое может иметь отношение все
это к современному государственному образованию под названием Азербайджан?
...Уже не первый год или десятилетие азербайджанские ученые
и политики пытаются трансформировать историю, выстроить версию о
"законной" правопреемственности советского, ныне исламского
Азербайджана от Албанского и Мидийского царств, не осознавая, что со стороны
это так же нелепо и абсурдно, как происхождение азербайджанцев от
"азеропитека". Неоспоримые труды античных и средневековых историков
указывают на то, что на заре истории наравне с ассирийцами, мидянами, армянами,
албанцами в Закавказье азербайджанцев "в очереди не стояло!" Пора бы
это уяснить и оставить бесплодные попытки переноса этногенеза собственной нации
в глубокую древность, творя сегодняшним днем сомнительные мифы и присваивая
чужое архитектурное наследие.
Известно, что Семирамида никогда не отдыхала в якобы
разбитых ею вавилонских садах, а великие пирамиды в Египте и храм Св. Софии в
Стамбуле построены не нынешними обитателями тех мест, а достались им от
древних. Так получилось и с Девичьей башней - что тут поделаешь? Пущай уж стоит
там, где прописана, и не тревожит чье-то самолюбие. Уже сама попытка
примазаться к чужой славе не красит ни человека, ни тем более нацию... Сергей
ГУКАСЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.