Главная » 2010»Июнь»21 » Управляемый постсоветский конфликтный потенциал и соло Медведева
Управляемый постсоветский конфликтный потенциал и соло Медведева
12:21
Analitika.at.ua. Практически безрезультатное посредническое соло
президента России Дмитрия Медведева в переговорном процессе по мирному
урегулированию нагорно-карабахского конфликта резко повышает степень
ответственности Москвы за дальнейшее развитие событий в этом сложном регионе.
Уже шестая по счету встреча президентов России, Армении и
Азербайджана состоялась 17 июня в рамках Экономического форума в
Санкт-Петербурге. По итогам переговоров пресс-секретарь российского президента
Наталья Тимакова выступила с дежурным заявлением, свидетельствующим о том, что
никаких реальных подвижек в процессе не произошло. Однако не это заявление
Тимаковой в дальнейшем предопределило характер оценок итогов трехстороннего
саммита, а жесткий инцидент в зоне карабахского конфликта. По сообщению
армянской стороны, азербайджанская диверсионная группа совершила прорыв на
контролируемую армянами зону. Результат лобового столкновения - 5 трупов.
За короткий период времени уже два крупных форума с участием
Дмитрия Медведева, в ходе которых затрагивается постсоветская проблематика,
сопровождаются всплеском агрессивности в самих обсуждаемых конфликтных зонах.
Массовые убийства узбеков в Оше начались на фоне обсуждения киргизских проблем
в рамках саммита ШОС в Ташкенте, а сравнительно стабильный паритет в Карабахе
оказался подорван сразу по завершении трехсторонних переговоров в
Санкт-Петербурге. А как гласит старая итальянская пословица: одно совпадение -
случайность, а два - закономерность.
В первой декаде июля Госсекретарь США Хиллари Клинтон собирается
посетить Украину и республики Закавказья - Армению, Азербайджан и Грузию. Выбор
стран совсем не случаен. Сомнений в том, что в Киеве и Тбилиси главе
американского внешнеполитического ведомства будет оказан весьма теплый прием,
нет никаких.
Последние выборы в Грузии показали, что власть Саакашвили
полностью контролирует ситуацию в стране, а грузинские политики, посещающие
Москву для подписания с Грызловым соглашений о межпартийном сотрудничестве,
автоматически причисляются грузинским обществом к категории маргиналов и
предателей. Не мудрено! Еще совсем недавно эти политики занимали ведущие посты
в правительстве того же Саакашвили, кляня Россию на чем свет стоит. А предав
однажды, они обязательно предадут и всякий следующий раз, когда встанут перед
принципиальным выбором.
Игнорируя Саакашвили как политика, Москва старалась
продемонстрировать заинтересованность в диалоге с грузинским обществом. Однако
выбор персоналий, представляющих интересы этого общества, был крайне неудачен.
Представительная прослойка, осознающая значение российского фактора и
продолжающая верить в возможность цивилизованного сотрудничества, как всегда
осталась за кадром. Не был грамотно использован и мощный потенциал грузинской
общины России - естественного гуманитарного моста. Вместо этого мы наблюдали за
челночной дипломатией экс-премьера Ногаидели и экс-спикера Бурджанадзе, не
столько способствующих реальному поиску путей сближения позиций народов и
стран, сколько пытающихся нарастить на этом собственный внутриполитический
капитал перед выборами. Впрочем, безуспешно.
Россия не смогла выработать свежий подход к закавказским
проблемам, хотя победа в августовской войне дала ей почти двухлетний
карт-бланш. Москва избрала ущербный путь согласования кавказской политики с
Турцией, результатом чего стал активный региональный диктат Анкары и ущемленная
повестка диалога с Ираном.
Украинские реалии еще более противоречивы, а потому
интересны и потенциально чрезвычайно продуктивны для руководителя Госдепа.
Киев открыто торпедирует один из приоритетных российских
проектов - энергетический коридор "Южный поток", предлагая Москве
сконцентрировать силы и ресурсы на другой задаче - реабилитации
газотранспортной сети (ГТС) Украины без каких-либо очевидных дивидендов для
себя. Инициативу российского премьера Путина о слиянии "Нафтогаза" и
"Газпрома" Киев категорически исключил. Проще говоря, украинская
власть требует от Москвы не лишать себя инструмента шантажа той же Москвы.
Более того, она требует модернизировать и усилить этот инструмент. Каким образом
Россия пришла к идее прокладки обходящих Украину маршрутов поставки газа в
Европу, в Киеве предпочитают не вспоминать. Однако напомним, что такое решение
было принято по причине украинского транзитного диктата и воровства, но, что
еще более важно, целенаправленной работы Киева по поиску возможностей
самостоятельного выхода к источникам энергоресурсов с целью транзитного обхода
самой России. И сегодня данная работа правительством Януковича продолжается с
новой энергией. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко, открыто высказавший
недовольство украинской стороны проектом "Южный поток" президенту РФ
Медведеву во время визита последнего в Киев, недавно провел переговоры с
азербайджанскими партнерами. Бойко предложил Баку закупать 5 миллиардов кубометров
газа, который планируется пустить по интерконнектору Азербайджан - Грузия -
Румыния (AGRI). Заметим, опять-таки обходящему Украину.
Между тем, в свете отказа нового правительства Болгарии от
ключевых энергетических соглашений с Россией, в том числе нефтепровода Бургас -
Александруполис и АЭС "Белене", в "Газпроме" не вполне
своевременно, но все-таки осознали, что такая же участь уготована и
"Южному потоку". Холдингом уже заявлено, что "Южный поток",
который проляжет по дну Черного моря, "войдет" на европейский
континент не с болгарского побережья, а с румынского. С этой точки зрения AGRI
является непосредственным конкурентом российского проекта, а Азербайджан,
Грузия и Украина, наряду с Румынией - кстати, куратором отношений Баку - НАТО,
- непосредственными ее инициаторами и вдохновителями. При этом, какие у Москвы
гарантии, что и Румыния на определенном этапе не торпедирует "Южный
поток", не вполне понятно.
Если учесть тот факт, что Туркмения начала строительство
газопровода к побережью каспийского моря, перспективы так называемого южного
энергетического коридора становятся более чем реальными. Проекты NABUCCO и AGRI
(при подключении Украины и трубопроводном оформлении - "Белый поток")
свяжут в единую нить Среднюю Азию - Закавказье - Турцию (Украину) - Европу. И
здесь речь идет не только об отсутствии у России рычагов, позволяющих отсечь
Запад от доступа к среднеазиатским ресурсам. События в Киргизии и Узбекистане
показали реальный потенциал российского военно-политического влияния в этом
регионе, импотенцию ОДКБ, а также выявили новую точку опоры Вашингтона -
Туркмению. Следует учитывать, что получив доступ к ресурсам Туркмении и
Узбекистана, а также соединив их с потоками из Ирака, а в будущем и Ирана,
Запад тут же начнет отсекать Россию от европейского потребителя, вернее,
диктовать новые условия доступа к нему. И здесь Турция - участник одновременно
NABUCCO и "Южного потока" - будет играть ведущую скрипку, обладая, в
отличие от Украины, возможностями диверсифицирующего транзитера.
Итак, в том, что повестка переговоров Хиллари Клинтон в
Киеве и Тбилиси будет чрезвычайно насыщенной, не приходится сомневаться. Тем
более, что киевские политики активно сигнализируют о готовности перенять
грузинский опыт и не спешат фиксировать свой выход из блока ГУАМ. Вероятно,
скоро они будут разделять точку зрения грузинского лидера о том, что Черное
море является внутренним морем НАТО. Вероятно, кажущаяся решенной проблема Черноморского
флота вскоре после парламентских выборов на Украине предстанет с новой
остротой.
Факторы Киргизии и Армении в сценарии вытеснения России с
постсоветского пространства - ключевые. Это две, наиболее уязвимые с
военно-политической точки зрения республики этого пространства, которые, в силу
сложного социально-экономического положения и интенсивности угроз, нуждаются в
гарантирующей роли Москвы. Это две точки, где присутствие России пока еще
поддерживается на общественном уровне, что и позволяет дислоцировать здесь
военные базы. С этой точки зрения совсем не случайно то, что воплотившая проект
уничтожения ростков киргизской государственности - посол США Мари Йованович,
ныне развивает бурную деятельность в Ереване.
О взаимосвязи главного предмета внешней политики Армении -
карабахского фактора - с дальнейшей расстановкой сил на армянской
внутриполитической арене, подробно говорилось в недавно опубликованном
аналитическом докладе ИА REGNUM.
Характерной особенностью всеми замеченной активизации Москвы
в карабахском процессе является то, что она сопровождается недвусмысленными
призывами Баку и Анкары в адрес российской стороны - оказать давление на власти
Армении с тем, чтобы те вывели войска из зоны безопасности Нагорного Карабаха.
Комментируя итоги майского визита Дмитрия Медведева в Турцию, турецкая пресса
сообщала, что российский лидер чуть ли не гарантировал своим турецким партнерам
решение карабахского конфликта. Такого рода сообщения и оценки способствовали
значительному повышению настороженности армянской общественности в отношении
риска становления регионального альянса Москва-Анкара. Кроме того, сегодня в
Армении нередко можно услышать оценки относительно своеобразного
"раздвоения" российской региональной стратегии. Указывается на то, что
премьер-министр РФ Владимир Путин придерживается более консервативной позиции
по карабахской проблеме, чему способствовали его осторожные и выверенные
заявления в ходе визита в ту же Турцию, тогда как президент Медведев старается
активизировать этот процесс, хотя абсолютное большинство экспертов уверены в
его неразрешимости.
По сути дела, Минская группа ОБСЕ сегодня обеспечивает
дипломатический занавес, за которым идет интенсивное давление на Армению со
стороны Азербайджана и Турции. Еревану предлагается сдать пояс безопасности
Нагорного Карабаха без каких-либо гарантий признания независимости НКР в
будущем. То есть, Армении навязывают дипломатический проигрыш - добровольный
отказ от территорий, контроль над которыми был обеспечен по итогам войны, на
фоне угроз со стороны Баку. Более того, азербайджано-турецкая пропаганда
усиленно насаждает точку зрения о том, что именно Россия обеспечивает условия
для этого давления.
Инструменты, применяемые сегодня против Армении - союзника
РФ, страны, где дислоцирована последняя военная база России в регионе, не
считая баз в Абхазии и Южной Осетии, которые наделены Западом статусом
"оккупационных" - весьма изощренные. Свернув "исторический"
процесс нормализации отношений с Ереваном, Турция принялась с новой силой за
действительно историческую миссию ее изоляции - строится железная дорога
Карс-Нахичевань (обход с юга) и железная дорога Карс-Ахалкалаки-Баку (обход с
севера). Турецко-азербайджанский транзит через Самцхе-Джавахети, населенный
преимущественно армянами регион Грузии, результат вывода российской военной
базы из Ахалкалаки и предвестник массового исхода армянского населения из этого
края.
Вашингтон, игравший главную скрипку в процессе
армяно-турецкого "примирения", внимательно наблюдает за тем, как
Россия продолжает завязать в карабахском процессе, вместо того, чтобы в ответ
на остановку диалога Ереван-Анкара глухо его заморозить. После признания
независимости Косово, Вашингтону будет очень сложно объяснить карабахским
армянам, что их мечта о независимости и присоединении к Армении не может быть
осуществлена. Сделать это предлагается России, признавшей независимость Абхазии
и Южной Осетии. Первые успехи на этом поприще уже сделал спикер Совета
Федерации, лидер партии с говорящим названием "Справедливая Россия" Сергей
Миронов. "Россия никогда не признает Нагорный Карабах", - передали
его цитату азербайджанские СМИ. Позднее Миронов назвал это утечкой и
дезавуировал собственное заявление. Однако не сложно понять, что Россия уже
одной ногой стоит в карабахском капкане.
У Хиллари Клинтон будет весьма насыщенная повестка общения в
Ереване и Баку. Не исключено, что Госсекретарь США по установившейся традиции
объявит о "перезагрузке" отношений США - Южный Кавказ, благо многие
успели со счета списать американский фактор. Очевидно, глава Госдепа разложит
повестку весьма грамотно - Азербайджану будут разъяснены все достоинства
демократической модели управления государством, а Еревану даны объяснения в
причинах провала диалога с Турцией. Что касается карабахского вопроса, то здесь
американцам с руки дождаться итогов соло Медведева, и лишь после этого
обозначить свои доминирующие позиции. И здесь наработки Йованович в Армении и
солидный опыт нового посла в Баку Мэтью Брайзы будут использованы сполна.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.