Главная » 2011 » Август » 30 » Уроки Арабской весны: фактор нефти и газа спасает диктаторов лишь до поры до времени
Уроки Арабской весны: фактор нефти и газа спасает диктаторов лишь до поры до времени
04:00
Analitika.at.ua. Авторитарные режимы всего мира перманентно находятся в
поисках поддержки тех или иных центров силы для легитимизации личной диктатуры
"самодержца” или же коррумпированной хунты. У некоторых африканских стран это
получается за счет "кровавых бриллиантов”, у режима полковника Каддафи это
получалось за счет 1,6 млн баррелей нефти, ежедневно перекачиваемой на
европейские рынки, а Башару Асаду до недавнего времени хватало французской
поддержки. Но, например, Чарльз Тейлор с 2006 г. находится в Гааге, режим
Каддафи переживает свои последние дни, а Б.Асад находится во взрывоопасном
положении. Однозначно, что такие режимы, выражаясь терминологией Белого дома —
правление "своих плохих парней”, являются ограниченными во времени, и в
определенный момент, после потери "внешней легитимности, хунты свергаются.
Примеров довольно много, но на сегодняшний день наиболее актуальными являются
последствия Арабской Весны.
Очевидно, на постсоветском пространстве в целом наблюдается
отход от демократического пути развития, что в прошлом году констатировала
американская правозащитная организация Freedom House в своем ежегодном докладе.
Считается, что несменяемость среднеазиатских лидеров и президента Беларуси
А.Лукашенко обеспечивается, в основном, за счет политической поддержки Кремля,
который, несмотря на все заверения о "перезагрузках”, считает этот регион
"своим”. Украина и Молдова переживают трудные времена, и пока не удается
обеспечить эффективное функционирование политической системы, хотя в
переговорах с ЕС очевиден прогресс, что способствует постепенной реорганизации
внутренней ситуации в этих странах. Другое дело — Южный Кавказ.
После "революции роз” в Грузии и особенно после
Августовского конфликта 2008 г. Россия потеряла своих политических сторонников
в Грузии, и даже бывший спикер парламента Н.Бурджанадзе подвергается резкой
критике за свои поездки в Москву. Стабильность президентства М.Саакашвили
зиждется на поддержке стран Запада, но по всем признакам, и они будут
настаивать на смене правящей элиты на следующих выборах.
Армения ведет сбалансированную политику между Европой, США и
Россией, пытаясь получить максимум от пересечения интересов этих центров и
избегая конфронтации с любым из них. Участие пусть даже в неформальных
собраниях СНГ, значительные усилия в направлении "Восточного партнерства” ЕС и
частые политические консультации с Белым Домом на высоком уровне позволяют
Армении маневрировать и преуспевать в реализации своих национальных интересов.
Конечно, отношения с Россией всегда были и, судя по заявлениям, а что еще
важнее — договоренностям и соглашениям, надолго останутся политическим
мейнстримом для любой администрации в Ереване. Но с цементированием
внутриполитической стабильности в Армении поддержка внешних центров силы, и
преимущественно Москвы, теряет былую важность.
За три с небольшим года президенту Армении С.Саргсяну,
которому предрекали "кризисное правление”, удалось свести на нет даже критику
Совета Европы относительно восстановления демократического процесса в стране
после страшных последствий выборов 2008 года. За последние несколько месяцев в
Армении зародилась новая политическая культура, которая, по мнению правящей
коалиции и основной оппозиции — Армянского национального конгресса — нацелена
на разработку новой среды для мирного политического процесса. Конечно, есть
ожидание гражданского общества, что этот процесс "политического диалога” не
станет напоминать "закрытый клуб” для избранных партий и не "выведет за скобки”
остальные сегменты политически активного общества... Если текущий диалог между
оппозицией и (в широком смысле) правительством зарекомендует себя как
эффективная площадка перехода от "уличного противостояния” к цивилизованному
политическому процессу с объективными ролями для всех игроков, республика
Армения встретит свой 20-летний юбилей в состоянии созревающей демократии. Но
для этого необходимо четкое понимание своих функций со стороны каждого из
участников процесса и их ответственное выполнение.
Фактически при любом сценарии развития ситуации президент
Саргсян обеспечил себе имидж компромиссного политика, а заодно и надежную
поддержку неангажированного сегмента армянского общества. И это касается не
только внутренней, но и внешней политики. Внешнеполитическая линия главы
государства, его открытость (о чем, кстати, говорится и в депешах американских
дипломатов, обнародованных Wikileaks) в вопросах урегулирования карабахского
конфликта и армяно-турецких связей укрепляют репутацию Армении в мире.В Азербайджане ситуация диаметрально
противоположна. Для обеспечения сохранности власти внутри клана фактор нефти и
газа здесь был и остается определяющим еще начиная с неофициального визита
Маргарет Тэтчер в 1992 году (что примечательно, в качестве члена совета
директоров British Petroleum)... Прекрасно сознавая политическую ценность
природных ресурсов, Ильхам Алиев не брезгует шантажом. Достаточно вспомнить его
демарш с подписанием газового контракта с Турцией в период "Цюрихского
процесса” по армяно-турецкому урегулированию... Но для правящего режима
И.Алиева важно "не перепродать” реально имеющиеся запасы углеводородов, потому
что при обнаружении "пропасти” между азербайджанскими обещаниями и
возможностями Россия и Европа могут одномоментно потерять интерес к
Азербайджану со всеми вытекающими отсюда последствиями для режима Алиева.
Напомним, Россия подписала договор с Азербайджаном о закупке всех свободных
объемов газа, а Европе И.Алиев обещает заполнить фантомный газопровод
Nabucco...
На фоне очевидного коллапса текущего переговорного пакета по
карабахскому урегулированию (вспомним Казанский саммит 24 июня) правящая элита
в Баку оказалась на распутье, где И.Алиев после встречи с российским
президентом Д.Медведевым в Сочи (9 августа) решил не участвовать в неформальном
саммите СНГ в Душанбе, намеченном на начало сентября. Очевидно, "открытый
разговор” с Д.Медведевым г-ну Алиеву не понравился, и он, видимо, по причине
политического бессилия, решил бойкотировать юбилейный саммит СНГ и отправить
вместо себя премьер-министра АР А.Раси-заде.
...Узнав о "загородном общении” президентов Армении,
Казахстана и России за форматом саммита ОДКБ в Астане 12 августа, лидер
Азербайджана решил, что на него в очередной раз хотят оказать давление, чтобы
вернуть на рельсы конструктивизма. Но "престолонаследнику” явно не хочется
проявлять конструктивность в урегулировании карабахского конфликта, настолько
не хочется, что он предпочел изолироваться... А такая политическая изоляция
может дорого ему стоить, так как на фоне предстоящих избирательных процессов в
России действующий президент Д.Медведев буквально вынужден применить последние
возможности для успеха в продавливании "Мадридских принципов”, что должно ему
обеспечить примерно такой же PR, как у Б.Клинтона после успешного завершения
процесса Мадрида и Осло по ближневосточному урегулированию в 1992-93 годах.
Пока г-н Алиев сопротивляется давлению президента Медведева
и посредников из Минской группы, однако с каждым днем ему все сложнее убеждать
мир в своей "правоте” и "конструктивности”. И далеко не факт, что этот "внешний
мир” будет вечно толерантным. А на внутреннем поле г-ну Алиеву опереться не на
что и не на кого... Крайним сроком принятия решений по всему спектру его
политической повестки можно считать саммит "Восточного партнерства” ЕС в конце
сентября в Варшаве, где наверняка будут также недовольны несменяемой позицией
И.Алиева и торпедированием европейских региональных проектов. И когда он снова
не найдет понимания в Европе, ему придется в очередной раз искать
"легитиматоров” своего режима в России, где ему не преминут "предъявить счет”
за провал переговоров в Казани. Ованнес НИКОГОСЯН, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.