Analitika.at.ua. Издание «Аргументы недели», сославшись на «разговоры в
дипломатических кругах Москвы», опубликовало небольшую заметку с сенсационной
новостью: «Администрация США дала президенту Азербайджана И.Алиеву карт-бланш
на решение «карабахской проблемы». Заметка, грешащая неточностями и
демонстрирующая полное незнание автора реалий Армении и всего закавказского
региона, тем не менее, сильно взбудоражила общественность Азербайджана: Америка
разрешила! Неужели опять заставят воевать?
Вопрос, конечно, любопытный. Тем более, что согласно
«Аргументам недели», «все должно быть сделано очень быстро. Так, как в свое
время Хорватия решила проблему с Сербской Краиной, и как пыталась победить в
конфликте с Южной Осетией Грузия». Как попыталась победить Грузия, и что из
этого вышло, хорошо известно, поэтому я не буду останавливаться на этой
проблеме. Но вот то, каким образом Хорватии удалось уничтожить Сербскую Краину,
не мешало бы напомнить как азербайджанским, так и, тем более, армянским
политикам и политологам.
Республика Сербская Краина (РСК), после полутора лет борьбы
и вооруженных столкновений различной интенсивности с Хорватией, была
провозглашена 19 декабря 1991 года. В январе 1992 года боевые действия были
прекращены, а в РСК ввели многонациональные миротворческие войска. Этому
предшествовало согласие президента Югославии (Сербии) С.Милошевича с планом
С.Вэнса, согласно которому из РСК выводились подразделения Югославской Народной
армии (ЮНА). Одновременно проводились попытки – частично успешные – по
расформированию армии РСК. Кроме того, была законсервирована и передана под
контроль миротворческих сил большая часть тяжелой военной техники РСК. В
подобном подвешенном состоянии РСК пребывала до мая 1995 года.
Следует особо отметить, что в самой РСК все это время шло
открытое противостояние между двумя лидерами – Миланом Бабичем, и
поддерживаемым Милошевичом Миланом Мартичем. Противоречия между двумя Миланами
стали причиной раздоров и взаимного непонимания в Штабе обороны РСК. Дело дошло
до того, что с февраля 1992 года по декабрь 1993 года в маленькой РСК
одновременно функционировали два правительства и две Скупщины (парламент). В
подобных условиях говорить о каком-либо укреплении государственных институтов,
естественно, не приходится.
В Загребе, столице Хорватии, которой территория Сербской
Краины была передана в 1941 году Гитлером, внимательно отслеживали ситуацию и…
вооружались для агрессии. А С. Милошевич, президент естественного союзника РСК
– Сербии, не упускал случая повторить свой впервые использованный еще в 1991
году лозунг: «Сербия не воюет». Несомненно, это воодушевляло Хорватию и стало
одним из пусковых механизмов для агрессии против РСК. Загреб продолжал
наращивать военную мощь, и открыто концентрировать войска вдоль границы с РСК.
1 мая 1995 года Хорватия начала операцию «Блеск» - военную
агрессию против РСК. «Миротворцы», призванные защищать население,
«благоразумно» удалились с пути хорватских войск. Пока войска РСК сбивали замки
с амбаров, в которых была законсервирована их боевая техника, пока заправляли
танки и другую технику,агрессия,
длившаяся примерно 40 часов, завершилась. Хорватам удалось овладеть одной из
трех провинций РСК – Западной Славонией – а также важнейшими коммуникациями.
Кроме того, хорваты заняли все господствующие высоты, открывающие
стратегические возможности для дальнейшего наступления на Сербскую Краину.
В июне 1995, года под сильнейшим давлением европейских
структур и США, было отменено уже запланированное объединение РСК с Республикой
Сербской в Боснии и Герцеговине – последний шанс для спасения РСК.
Впоследствии, кстати, Республика Сербская не примет участия в обороне РСК от
новой агрессии.
В конце июля 1995 года у границ с РСК начинают скапливаться
вооруженные подразделения Хорватии. 2 августа правительство РСК перебирается в Белград,
что становится причиной панических настроений среди населения. Утром 4 августа
хорватские войска прошли «охраняемую» голубыми касками ООН границу и приступили
к новой фазе агрессии против РСК. В течение пяти дней РСК была ликвидирована, а
югославские войска «опоздали» прийти на помощь сородичам.
В трагической истории Республики Сербская Краина много
поучительного. За несколько лет там успели совершить несколько фатальных
ошибок, каждой из которых в отдельности хватило бы для потери государственности.
Это и внутренняя грызня, и недопонимание между руководством трех (на то время)
сербских государств, и доверие миротворческим подразделениям, многие из которых
просто-напросто передавали сведения о передвижениях сербских войск противнику,
и согласие на консервирование тяжелой боевой техники, и нерешительность
армейского руководства, отказавшегося от превентивных ударов по скапливающимся
у границ РСК хорватским подразделениям…
Ни одна из этих ошибок, констатирую это с огромным
удовлетворениям, не была совершена руководством Республикой Арцах. Интересно,
что тот же Сайрус Вэнс, «успешно» завершивший свою неприглядную миссию в РСК, в
марте 1992 года прибыл в НКР с практически теми же предложениями. В Арцахе,
однако, губительный для НКР очередной «план» Вэйнса был решительно отвергнут.
Более того, личному представителю Генерального секретаря ООН (бывший
замминистра обороны, а затем госсекретарь США С. Вэнс именно в этом качестве
прибыл в Степанакерт) было вручено уведомление руководства НКР о начале реализации
Нагорно-Карабахской Республикой права на индивидуальную самооборону.
Однако то, что до сего дня в процессе укрепления
государственности НКР и ее военной мощи не было допущено ошибок, вовсе не
означает, что ошибки не возможны и в будущем. По этой причине разговоры о
возможности ввода в наш регион любых миротворческих сил должны пресекаться на
корню. Точно так же, как пересуды о возможном дарении Азербайджану части НКР.
И, естественно, любые попытки дискредитации Армянской Армии. Необходимо также
признать преступными попытки отдельных деятелей внести раскол в монолит
армянского народа. Правильные выводы из ошибок, совершенных Республикой
Сербская Краина является одной из гарантий безопасности Республики Арцаха.
Вернемся к заметке в «Аргументах недели», в которой
утверждается, что взамен на «разрешение» начать агрессию против НКР,
«администрация США попросит у И. Алиева права на использование территории
Азербайджана в качестве «плацдарма» против Ирана». После чего понятие
«плацдарм» конкретизируется: «Сначала для ведения разведки и спецопераций, а
затем для масштабной военной операции». Вслед за этим издание констатирует: «Но
пока г-н Алиев колеблется. Он побаивается, что эта операция кончится для
Азербайджана неудачно. Это может ударить по политической ситуации в стране и по
нему лично».
Алиев, конечно, не недоумок, и прекрасно понимает:
возобновление агрессии против НКР в нынешних условиях чревато не просто ударом
по политической ситуации в Азербайджане и по нему лично. Пока армянские
государства демонстрируют единую слаженную политику, а армии НКР и РА
составляют единую победоносную и взаимодополняющую силу, любая агрессия против
НКР приведет к уничтожению политического недоразумения под названием
Азербайджан. Как это отразится на судьбе Алиева – вопрос второстепенный. Левон
МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.