Уругвайский прецедент: комментарий для "no comment"
14:14
Analitika.at.ua. В последние дни в центре пристального
внимания армянской общественности оказалось недавнее заявление министра
иностранных дел Уругвая Луиса Альмагро о намерении его страны рассмотреть
вопрос признания Нагорно-Карабахской Республики. Мотивировал свою позицию он
тем, что Нагорный Карабах должен быть независимым и со временем воссоединиться
с Арменией, расценив подобный ход событий как единственный способ решения
карабахской проблемы.
Конечно, заявление весьма примечательное, которое может даже
ввергнуть иных в состояние эйфории. Но, думается, едва ли стоит обольщаться и надеяться,
что за этим последует череда аналогичных заявлений других государств.
Разумеется, не стоит, по той простой причине, что для признания независимости
того или иного государства, как и НКР, одной только симпатии недостаточно,
определяющую роль здесь играет целый ряд факторов, в том числе и
геополитических. Это, однако, ничуть не умаляет значения уругвайского заявления
как первой и долгожданной ласточки.
И все же, почему Уругвай? Причин здесь может быть несколько.
Не исключено, что трагическая, схожая с карабахской, история обретения Уругваем
независимости позволила этой стране адекватно воспринять стремление народа
Нагорного Карабаха к свободе и созданию собственной суверенной
государственности. Кроме того, свою роль могло сыграть и то обстоятельство, что
эта латиноамериканская страна не связана экономическими, в частности, нефтяными
и иными интересами с Азербайджаном, который использует данные рычаги для
противодействия Армении и Нагорному Карабаху. Нельзя сбрасывать со счетов также
фактор наличия в этой стране активной армянской общины, которая обладает
достаточным авторитетом и имеет влияние на политическую элиту Уругвая. Ничего
предосудительного в том нет, ибо никто пока не отменял политический лоббинг,
как средство достижения целей, в том числе и национальных, к коим в нашем
конкретном случае, безусловно, относится и независимость НКР.
Конечно, все эти версии имеют право на жизнь и реальную
основу, но здесь хотелось бы сказать и о другом, на наш взгляд, не менее важном
факторе – политическом контексте, в котором прозвучало вышеупомянутое
заявление. Нам уже не раз приходилось писать, что современный мир
трансформируется, в нем наметились тенденции к формированию новых политических
реалий, что выражается в образовании новых независимых государств – как
частично признанных, так и непризнанных. Заявление Луиса Альмагро всецело
вписывается в рамки подобной трансформации. В последние годы своеобразным
импульсом к активизации этого процесса стало признание в 2010 году
Международным судом ООН в Гааге правомерности провозглашения независимости края
Косово, результатом чего стало последующее его признание десятками стран. К
этому ряду, пусть и с оговорками, можно причислить Абхазию и Южную Осетию,
недавний пример – Южный Судан, в ближайшие дни ООН намерена рассмотреть вопрос
независимости Палестины. Словом, что называется, процесс пошел, и появление на
политической карте мира новых независимых государств нельзя исключать.
Процесс развития современного мира, при котором старые
принципы мироустройства уходят в прошлое, вполне закономерен и, скорее всего,
необратим. Прецеденты приведены выше, и Нагорный Карабах не может оставаться в
стороне от этих процессов. Однако это отнюдь не означает, что обеим армянским
дипломатиям не следует прилагать усилий к тому, чтобы интенсифицировать процесс
признания независимости Арцаха. Как сказал в недавнем интервью «Независимой
газете» президент НКР Бако Саакян, «для нас достижение признания своей
независимости не предопределяется лишь наличием соответствующих прецедентов». И
добавил, что Нагорный Карабах будет добиваться международного признания вне
зависимости от того, признаны другие непризнанные государства или нет.
Народная мудрость гласит: «Под лежащий камень вода не
течет». Пример Уругвая тому подтверждение. Повторимся – не стоит обольщаться
скорым признанием этим государством нашей независимости. Однако в странах, где
имеются сильные армянские диаспоры, необходимо активизировать «дипломатию
общин» и задействовать все рычаги влияния. Везде, где это можно, и в первую
очередь в крупных державах, как официальным, так и диаспоральным дипломатиям
нужно вести активную работу и воспользоваться складывающейся ныне ситуацией. У
Нагорного Карабаха более чем весомые аргументы для отстаивания своей
независимости.
Примечательно, что посольство США в Баку в ответ на просьбу
азербайджанской стороны дать оценку намерению Уругвая начать процесс признания
независимости НКР ответило отказом, мотивировав это нежеланием комментировать
отношения двух стран. В данном случае поведение Азербайджана понятно – не имея
серьезных контраргументов, он хотел бы заручиться поддержкой США как
сверхдержавы и страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Как понятна и реакция
американского посольства, которое ограничилось сугубо дипломатической
отговоркой. Полагаем, за сакраментальной фразой «no comment» кроется реальное
видение вещей и реальное понимание ситуации. В какой же мере нынешняя позиция
официального Монтевидео по Карабаху будет способствовать процессу
международного признания НКР, покажет время. defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.