Главная » 2011»Декабрь»4 » Успехи армянских государств позволят сохранить армянство Диаспоры
Успехи армянских государств позволят сохранить армянство Диаспоры
14:39
Analitika.at.ua. В недавно организованной в университете «Месроп Маштоц»
(Степанакерт) международной конференции принимал участие и профессор
Пятигорского лингвистического университета, кандидат исторических наук, арцахец
по происхождению Виктор Акопян. В беседе с корреспондентом «Де-факто» он
поделился своими впечатлениями о работе конференции, вместе с тем и по
некоторым проблемам сохранения национальной самобытности в армянских общинах
Российской Федерации.
Научные исследования и организованные вокруг них обсуждения,
– сказал В. Акопян, – не должны быть самоцелью, напротив, они должны иметь
четкую направленность. В отличие от наших азербайджанских соседей, которые
намного проворнее в вопросе распространения своей лжи и фальши, наши ученые не
могут должны образом представить истину международной общественности. Азербайджанцы
публикуют различные и многообразные книги антиармянского характера и бесплатно
отправляют их по конкретным адресам ученого мира. А у нас публикуется столько,
сколько удовлетворяет внутреннюю аудиторию, то есть, внешняя пропагандистская
направленность данных работ остается вне поля зрения. Тогда как, по словам
В.Акопяна, необходимо заполонить книгами библиотеки других государств, в первую
очередь, России. Конечно, убежден профессор Акопян, хотя правители, в основном,
и руководствуются геополитической выгодой, они, в любом случае, учитывают
царящие в их странах массовые настроения. А эти настроения не всегда созвучны
нашим национальным интересам. Следовательно, нам предстоит серьезная работа в
данном направлении, заключил В.Акопян.
Обратившись к проблеме сохранения национальной самобытности
в Диаспоре, В.Акопян отметил, что данный вопрос должен интересовать армян всего
мира. Существует ряд факторов, способствующих сохранению национальной
самобытности. К их числу, в частности, относится сохранение национальных
топонимов. Но это не самое главное. Прежде всего, в общинах должен быть
соответствующий уровень национально-культурной суверенности. «В России есть
такой закон, однако многие жалеют, что этот закон когда-то появился, так как по
состоянию на сегодняшний день он уже изменил отношение к проблеме,– подчеркнул
профессор. – Сегодня стоит проблема формирования российской многоэтнической
нации, поиски ведутся вокруг этой идеи». Сравнив последнее с
национально-культурной суверенностью, многие авторы считают ее шагом назад. Тогда
как наш национальный интерес требует, чтобы мы усилили эту суверенность, а в
этом деле велика роль армянской церкви. Чтобы церковь могла полноценно
выполнять свою миссию, она должна опираться на людей с национальным мышлением,
на тех, кто стоит в авангарде. В общинах эти люди должны заниматься проблемами
образования, культуры, национального и духовного воспитания. К сожалению, во
главе общин во многих случаях стоят предприниматели, зачастую не понимающие
сути проблемы сохранения национальной самобытности. Их больше заботят
предпринимательская деятельность, бизнес. В Пятигорске, к счастью, как отметил
В.Акопян, председатель общины – интеллигент с четкой национальной ориентацией,
делающий немало для поддержания армянской идентичности, и ему удается
максимально вовлечь молодежь во внутриобщинные мероприятия.
Важнейшим фактором сохранения национального самосознания, по
убеждению В.Акопяна, являются армянские школы, перед которыми стоит довольно
много нерешенных проблем. По его словам, в Армении часто говорят красивые слова
относительно необходимости оказания поддержки школам Диаспоры и создания
условий для развития языка. Тем не менее, нынешнее состояние школ далеко от
совершенства. А местную инициативу, то есть, деятельность воскресных школ,
нельзя считать решением проблемы. Что означает воскресная школа для ребенка,
задается вопросом наш собеседник и сам дает ответ на поставленный вопрос: «Во
время урока в своей основной школе ребенок нетерпеливо считает 45 минут в ожидании
перемены, и вдруг его заставляют ходить в другую школу еще и по воскресеньям. Чтобы
заинтересовать ребенка, тамошние учителя, как говорится, должны быть учителями
милостью Божьей. Однако таковых очень мало».
Что же касается внутриобщинных мероприятий, в этом вопросе
обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что даже если руководители общины
владеют армянским языком, они абсолютно не говорят на нем. В ходе всех
совещаний и культурных мероприятий звучит государственный язык страны. В
подобных случаях взгляд на подобную общину внушает пессимизм: потеряется язык –
потеряется и связь с родиной. «Но есть луч света,– отметил он,– это
существование двух армянских государств-близнецов, укрепление связей между
ними, вовлечение армян Диаспоры в дело развития обоих государств. При этом не
обязательно в виде помощи, а посредством обеспечения инвестиций в экономику,
что создаст совершенно иную ситуацию. Если армянин будет инвестировать свои
деньги на родине, он уже будет заинтересован в связях с ней, будет контролировать
использование этих сумм. И его национальное самосознание невольно возродится».
Наш собеседник придерживается того мнения, что на экономической основе можно
сильнее привязаться к родине. Этому могут способствовать успехи двух армянских
государств-близнецов, что, в свою очередь, продлит существование армянских
общин. Однако будущее нации, тем не менее, профессору видится в возвращении всех
армян на историческую родину. Рузан Ишханян, DeFacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.