Analitika.at.ua. Мэр Москвы Сергей Собянин отправил начальника столичной
подземки Дмитрия Гаева в отставку, как и просила Генпрокуратура. Об этом
сегодня, 7 февраля, сообщила пресс-секретарь градоначальника Гульнара Пенькова.
Впрочем, формулировка представителя мэра звучит более
приемлемо для Гаева: он подал в отставку по собственной инициативе, и это
прошение удовлетворил Собянин.
Новый начальник метро
Новым главой Московского метрополитена станет начальник
Калининградской железной дороги (КЖД) Иван Беседин, заявила также Пенькова.
Беседин, которому 56 лет, закончил Московский институт
инженеров железнодорожного транспорта. С 1985 по 1999 гг. он работал в
центральном аппарате МПС России, где дослужился до первого замминистра. В
1999-2000 гг. был первым заместителем начальника Московской железной дороги. В
2000-2001 гг. Беседин занимал пост зампредседателя комитета Организации
сотрудничества железных дорог в Варшаве. В 2002-2003 гг. работал
статс-секретарем - заместителем председателя ФЭК России. В 2003-2006 гг.
руководил ФГУП "Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта". КЖД
Беседин возглавил в 2006 году.
Отметим, что о возможном назначении Беседина на пост
начальника столичного метро СМИ сообщали еще в конце января. Тогда пресса
утверждала, что Беседин уже побывал на собеседовании у Сергея Собянина, и
называла его наиболее вероятным преемником Гаева.
Пьедестал Гаева
Атаки на его предшественника на посту главы ГУП
"Московский метрополитен" Дмитрия Гаева начались еще в последние
месяцы правления мэра Москвы Юрия Лужкова, который прилюдно рекомендовал
"ссадить на землю" начальника метро, который по его мнению, взобрался
на пьедестал выше памятника "Рабочий и колхозница". Именно действия
Гаева, не уделяющего должного внимания проблемам подземки, в частности, ремонту
и профилактике, приводят "полуколлапсу в работе метро", заявил тогда
Лужков.
Отметим, что именно бывшего градоначальника Москвы называют
инициатором отставки Гаева, хотя основные действия, предшествовавшие этому громкому
событию, развернулись уже при Собянине. Сам новый мэр в ноябре 2010 г. направил
в метро экспертов Счетной палаты, чтобы подземке, подчеркнул он, "лучше
работалось".
Прокурорская проверка
А в декабре подоспели результаты прокурорской проверки деятельности
метрополитена, запущенной еще при Лужкове. По итогам этих мероприятий
Генпрокуратура РФ выявила многочисленные нарушения и поставила перед Собяниным
вопрос об увольнении Гаева.
Ведомство считает, что руководство метрополитена заключало
договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и
компенсировало их за счет повышения тарифов. На этой неделе стало известно, что
стоимость проезда в столичной подземке с 1 января 2011 г. вновь повысится - в
этот раз на два рубля.
ГУП "Московский метрополитен" также уличили в
нарушениях при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании
пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью людей. "За последние два
года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008 году были травмированы
1742 пассажира, в 2009 году - 1951, то за 11 месяцев 2010 года цифра выросла до
2075. Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 году допущено 149
подобных случаев, в 2009 году - 150, в 2010 году - 162", - утверждается в
сообщении Генпрокуратуры.
Кроме того, проверка выявила случаи эксплуатации находящихся
в неудовлетворительном состоянии составов, сбои в графике движения, а также
ошибочные действия диспетчеров и нарушения технологии ремонта поездов.
Генпрокуратура сообщает и о том, что в 2010 г. в 2,5 раза увеличилось
количество нарушений, допущенных заснувшими на работе машинистами.
В сообщении отмечается, что на территории метрополитена на
50% превышена максимально допустимая температура и на 30% - уровень шума в
вагонах. Стоит отметить, что в сентябре этого года в Мещанском суде Москвы
рассматривался поданный к возглавляемому Дмитрием Гаевым предприятию иск, а
котором Общество защиты прав потребителей требовало понизить шум и температуру
в подземке. В его удовлетворении было отказано.
Проверяющие также обнаружили, что акты предприятия не
предусматривают участия Ростехнадзора в расследовании причин аварий и
инцидентов, что способствует сокрытию происшествий от контролирующих органов.
Согласно собранным материалам, метрополитен до сих пор не
оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов, а также не
поставил на кадастровый учет 34 земельных участка, предоставленных в аренду
департаментом земельных ресурсов Москвы. Кроме того, метрополитен использовал
станции, являющиеся объектами культурного наследия, без охранных обязательств.
"Отдельные положения устава метрополитена в нарушение
закона предусматривают право предприятия в отдельных случаях сдавать в аренду
недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, без согласия
собственника. Установлено, что с 2000 года ГУП "Московский
метрополитен" ежегодно без согласия столичного правительства заключает
договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим
каналом связи для обеспечения передачи информации на территории
метрополитена", - говорится в сообщении.
Претензии Генпрокуратура предъявила и лично к Дмитрию Гаеву,
который, по мнению сотрудников ведомства, "действовал недобросовестно,
ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного
обогащения". "Он создал систему, при которой различного рода
технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП,
оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей
работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого
предприятия", - сообщается на сайте Генпрокуратуры.
Таким образом, Гаев незаконно стал патентообладателем и с
1999 г. получил в качестве вознаграждения 112 млн рублей. Причиненный в
результате этой деятельности ущерб ведомство предлагает взыскать с самого
Дмитрия Гаева.
Последняя ревизия
Последней каплей стали результаты той самой проверки,
которую инициировал уже Сергей Собянин. О ней чиновники отчитались 4 февраля
2011 г. на пресс-конференции в Москве. Объем нарушений, выявленных в
деятельности ГУП "Московский метрополитен" с 2008 по 2010 гг.,
составил 3,3 млрд рублей.
В качестве примера, глава Контрольно-счетной палаты Москвы
привел строительство одной из станции на Люблинско-Дмитровской линии метро.
Открытая в 1995 г. "Кожуховская" стала самой дорогой станцией по
стоимости строительства в столичной подземке. На ее возведение было затрачено
10 млрд руб., а стоимость сметы превышена на 225%, то есть больше чем вдвое. Utro.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.