Главная » 2010»Июнь»18 » В Азербайджане замалчиваются серьезные проблемы с религией
В Азербайджане замалчиваются серьезные проблемы с религией
12:05
Analitika.at.ua. Председатель Госкомитета по работе с
религиозными структурами Азербайджана Идаят Оруджев в четверг принял президента
Совета культуры при Папе Римском, архиепископа Джанфранко Равази и
сопровождающих его лиц, сообщает информационное агентство «1ньюз.аз».
«В нашей стране ко всем религиям и представителям этих
религий одинаково относятся. В Азербайджане, исторически считающемся
территорией этническо-религиозной толерантности, никогда не происходили
конфликты на почве национального и религиозного разобщения»,- заявил И.Оруджев
в ходе встречи.
Ватиканский гость в целом поддержал представителя
принимающей стороны.
Стоит отметить, что эти слова были произнесены в Баку –
городе, где когда-то проживали две крупнейшие христианские общины –
православные и армяно-григориане.
Армяне, которые когда-то были второй по численности
этнической и религиозной группой Азербайджана, в 1980-1990 гг. подверглись
погромам и этнической чистке. Тогда, в результате действий азербайджанских
войск и банд националистов, около полумиллиона армян стали беженцами, тысячи
погибли. Самая крупная христианская община Азербайджана, насчитывающая более
полумиллиона человек, перестала существовать.
Русские, будучи по численности второй после армян
христианской общиной Азербайджана, также подвергаясь притеснениям, были
вынуждены покинуть эту республику. Доля русских в населении Азербайджана в
1939-1999 годах снизилась более чем в 9 раз - с 16.4% до 1.8% населения.
Православные грузины, которые проживают в селах на
приграничной территории Азербайджана, не имеют возможности посещать церкви –
они открываются лишь два раза в год.
Удины, древний христианский народ, чья родина находится на
северо-западе Азербайджана, также подвергаясь преследованиям и ассимиляции,
эмигрировали из Азербайджана. Как и другие христианские общины, удины сильно
потеряли в численности - за одно столетие, в 1897-1999 годах численность удин в
Азербайджане сократилась более чем в 1.6 раз.
Многие христианские общины, как правило, евангелические
христиане, в Азербайджане поставлены вне закона. После того, как в Азербайджане
законодательно ввели обязательную регистрацию религиозных общин, многие общины
остались вне закона. Сама процедура обязательной государственной регистрации,
сопровождающаяся всяческими бюрократическими проволочками, стала мощным рычагом
давления азербайджанских властей на представителей религиозных общин. К такому
выводу пришли авторы доклада Государственно департамента США о свободе
вероисповедания в Азербайджане.
Было бы ошибочно утверждать, что притеснениям в Азербайджане
подвергаются только христианские общины. Азербайджанскую «толерантность» в
полной мере испытывают коренные народы, исповедующие суннитское направление
ислама - лезгины, аварцы и цахуры. Репрессии против суннитов азербайджанские
власти, как правило, оправдывают «борьбой с ваххабитами». Объявляя
«ваххабитами» всех неугодных из числа мусульман-суннитов азербайджанские власти
заключают в тюрьмы национальных и религиозных деятелей. При этом преследованиям
подвергаются и протурецкий суннитский орден нурсистов, глава которого Фетхуллах
Гюлен проживает в США.
Проблемы, связанные с обязательной госрегистрацией
религиозных общин, коснулись и суннитов Азербайджана. Большой резонанс в
Азербайджане и за его пределами вызвало дело суннитской общины «Лезги-мечети»,
у которой для прохождения регистрации представители азербайджанских властей
потребовали сменить «неудобное» название мечети. Лишение же статуса религиозной
общины чревато обвинениями в незаконной религиозной деятельности, а также в
обвинениях в «ваххабизме».
В течение последних лет, по указанию азербайджанских
властей, были закрыты и разрушены несколько крупных мечетей такие, как
«Абу-Бакр», «Фатмаи-Захра», «Пророка Мухаммеда», «Шяхидляр», «Илахият».
Подвергаясь притеснениям и ассимиляции, сунниты эмигрируют
из Азербайджана. Так, в период с 1939 по 1999 г. в населении Азербайджана на треть
сократилась доля лезгин, являющихся крупнейшей суннитской общиной республики. В
регионах компактного проживания мусульман-суннитов (лезгин, аварцев и цахуров)
местные суннитские дибиры (муллы) в мечетях заменены азербайджанскими.
На притеснения в Азербайджане мусульман суннитов не раз
обращали внимание мусульманские духовные деятели России. Акции в поддержку
притесняемых в Азербайджане мусульман-суннитов проходили в Турции и др.
Однако, как не раз указывали азербайджанские оппозиционеры,
нарушение прав человека в Азербайджане, в том числе в области свободы
вероисповедания, часто остается за рамками критики. Некоторые международные
структуры и высокопоставленные гости предпочитают «не замечать» нарушение прав
человека, притеснения по этническому и религиозному принципу которые
осуществляются в Азербайджане. Стоит отметить, что за последние годы Италия
является одним из крупнейших импортеров азербайджанской нефти, что, вероятно,
влияет также и на оценку «толерантности» в Азербайджане.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.