Среда, 25.05.2022, 13:03
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Февраль » 8 » В Баку все спокойно
В Баку все спокойно
00:04

Analitika.at.ua. События в арабских странах заставили насторожиться авторитарные режимы в исламских государствах. Беспокойство особенно усилилось после крупных выступлений в Турции, когда на улицы Анкары и Стамбула вышли до 10 тысяч протестующих против власти людей. На этом фоне некоторые оппозиционные силы в Азербайджане стали высказывать мнение, что в этой республике возможно повторение сценария событий в Тунисе, Египте, Йемене и некоторых других арабских странах. И аргументы у них вроде бы убедительные: преимущественно исламское государство, ничем не ограниченный авторитаризм, тяжелое социальное положение населения. Однако, достаточно ли этого для народного бунта, даже если считать, что тюркские племена уже объединились в единый этнос?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, хотя бы тезисно, рассмотреть по отдельности каждое из существующих в Азербайджане «оснований» для бунта.

 

Ислам

 

Ислам в современном Азербайджане играет незначительную роль. Этому способствовал не столько семьдесят лет  насаждаемый в республике атеизм (в первые годы независимости в Азербайджане как грибы после дождя стали строиться мечети и молельные дома), сколько проводимая Ильхамом Алиевым политика гонения мусульман. Президент Азербайджана по-настоящему боится укоренения исламских ценностей в возглавляемой им республике. Это выражается не только в разрушении и закрытии мечетей, но и стремлении выставить ислам в неприглядном свете, столкнуть приверженцев различных ветвей ислама.

Алиев прекрасно осознает интегрирующую силу религии, как понимает и то, что населяющие Азербайджан различные народы, народности и племена не имеют другой почвы для объединения. Сегодня в Азербайджане, с помощью властной креатуры шейх уль-ислама гаджи Аллах Шукюра Паша заде, проводится политика недоверия между шиитами и суннитами, продаются и покупаются духовные должности, жестоко разгонятся собрания верующих, запрещены многие религиозные обряды, в том числе относящиеся к почитанию памяти исламских мучеников Кербелы. Люди со страхом вспоминают о фактическом уничтожении верующих села Бананъяр Нахиджеванской автономии.

Симптоматично, что на многих азербайджанских форумах Аллах Шукюра Паша заде именуют не иначе, как Шейтан (Сатана) Шукюром Паша заде. А многочисленные бакинские и других городов рестораны и увеселительные заведения более напоминают «улицы красных фонарей», чем пищевые заведения в мусульманском государстве. Ислам в Азербайджане сегодня пребывает в загнанном состоянии, и на данном этапе истории не способен выступить в качестве объединяющей силы. Нынешние нападки бакинских деятелей на Исламскую Республику Иран, кроме всего прочего, объясняются также опасениями влияния Ирана на население Азербайджана.

 

Авторитаризм

 

Приход к власти Ильхама Алиева ознаменовался не только мошенничеством и подлогом документов, но и жесточайшими репрессиями, начавшимися сразу после «выборов» в 2003 году. Уже тогда было ясно: ради сохранения незаконно приобретенной власти этот человек готов половину Азербайджана расстрелять. Сегодня у президента Азербайджана гораздо больше возможностей сделать это, чем семь лет назад. При этом необходимо учесть, что назначенные еще Гейдаром Алиевым министры обороны и внутренних дел не просто преданы Алиеву: они повязаны с ним одной веревкой и прекрасно понимают, чем грозит им падение режима Ильхама.

В Азербайджане на этот счет никто не питает иллюзий: и Сафар Абиев, и Рамиль Усубов способны, не задумываясь, отдать приказ о стрельбе на поражение по протестующей толпе. Таким образом, любое серьезное протестное выступление в этой республике способно обернуться большой кровью. Стоит ли при этом обвинять людей в покорности судьбе?

Опирающийся на штыки своих вассалов, Ильхам Алиев сегодня контролирует в Азербайджане все сферы жизнедеятельности: от нефти и прессы, до оппозиции и деятельности коммерческих предприятий и банков. Стремление Алиева к сохранению власти опирается на два чувства: боязнь возмездия за многочисленные преступления перед населением, и неуемное желание передать власть в республике сыну – Гейдару. «Возвышенные» цели И. Алиева способны подтолкнуть его к любому кровавому преступлению, и в Азербайджане это прекрасно понимают. Тюркскую массу легко поднять на погромы, у нее на это генетическая предрасположенность, но вооруженного солдата она всегда предпочтет обойти.

 

Социальное положение населения

 

Социальные трудности способны стать причиной бунта в странах, население которых давно уже отвыкло от забот поиска хлеба насущного. Простое отключение электричества в каком-нибудь Бирмингеме, например, способно вызвать неуправляемый хаос, а проблемы с водоснабжением – поводом для социальной революции. Совсем иное дело народы и народности, веками пребывавшие в условиях напряжения жизненных сил, или, тем более, исповедующие кочевой образ жизни. Они неприхотливы, легко переживают трудности, и воспринимают блага цивилизации в качестве милости свыше, которая легко может быть прекращена.

В современном Азербайджане наличествуют обе категории: потомственные земледельцы и классические кочевники. И те, и другие исторически привыкли преодолевать жизненные невзгоды и способны достаточно легко переносить искусственно созданные или естественные тяготы бытия. Ильхам Алиев обладает счастливой возможностью сколь угодно перекрывать «кислород» жителей Азербайджана, обманывать и обворовывать их, никаких социальных последствий это иметь не будет. Небольшая прослойка бакинских маргиналов, в силу своей немногочисленности, какой либо решающей роли в жизни Азербайджана играть не способна.

Тюрки привыкли тесниться в юрте и слепо повиноваться обладателю больших отар. Они веками жили по правилу «ты начальник, я – баран, которого ты вправе стричь». Они с уважением относятся к способности увеличить количество своих овец, зарабатывать деньги. Достаток – вот главный критерий отношения к человеку, и для тюрка совершенно не имеет значение источник этого достатка. Именно по этой причине сведения о полученных отцом и сыном Алиевыми миллионных взятках вызывают у турка лишь чувство восхищения. Повествующие о грязных деньгах и покупках Алиевым целых кварталов в Дубаи статьи американских газет и разоблачения Викиликса лишь увеличивают уважение турок к своему президенту. По существу, эти разоблачения способствовали легитимизации Алиева в глазах большинства граждан Азербайджана.

Таким образом, без вмешательства извне и крупных инвестиций, сколько-нибудь серьезное «народное» движение в Азербайджане невозможно. Однако беспорядки в этой республике никому в мире не интересны. В том числе и Армении. Как президент Азербайджана, Ильхам Алиев полностью устраивает армянский народ. Ибо у этого человека, что бы он ни говорил, личные интересы явно доминируют над всеми остальными. Так что в Азербайджане могут спать спокойно: в среднесрочной перспективе никто их на баррикады не поведет. Ни продавшаяся с потрохами оппозиция, ни внешние силы.

В Баку все спокойно. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 570
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru