Analitika.at.ua. События в арабских странах заставили насторожиться
авторитарные режимы в исламских государствах. Беспокойство особенно усилилось
после крупных выступлений в Турции, когда на улицы Анкары и Стамбула вышли до
10 тысяч протестующих против власти людей. На этом фоне некоторые оппозиционные
силы в Азербайджане стали высказывать мнение, что в этой республике возможно
повторение сценария событий в Тунисе, Египте, Йемене и некоторых других
арабских странах. И аргументы у них вроде бы убедительные: преимущественно
исламское государство, ничем не ограниченный авторитаризм, тяжелое социальное
положение населения. Однако, достаточно ли этого для народного бунта, даже если
считать, что тюркские племена уже объединились в единый этнос?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, хотя бы тезисно,
рассмотреть по отдельности каждое из существующих в Азербайджане «оснований»
для бунта.
Ислам
Ислам в современном Азербайджане играет незначительную роль.
Этому способствовал не столько семьдесят летнасаждаемый в республике атеизм (в первые годы независимости в
Азербайджане как грибы после дождя стали строиться мечети и молельные дома),
сколько проводимая Ильхамом Алиевым политика гонения мусульман. Президент
Азербайджана по-настоящему боится укоренения исламских ценностей в
возглавляемой им республике. Это выражается не только в разрушении и закрытии
мечетей, но и стремлении выставить ислам в неприглядном свете, столкнуть
приверженцев различных ветвей ислама.
Алиев прекрасно осознает интегрирующую силу религии, как
понимает и то, что населяющие Азербайджан различные народы, народности и
племена не имеют другой почвы для объединения. Сегодня в Азербайджане, с
помощью властной креатуры шейх уль-ислама гаджи Аллах Шукюра Паша заде,
проводится политика недоверия между шиитами и суннитами, продаются и покупаются
духовные должности, жестоко разгонятся собрания верующих, запрещены многие
религиозные обряды, в том числе относящиеся к почитанию памяти исламских
мучеников Кербелы. Люди со страхом вспоминают о фактическом уничтожении
верующих села Бананъяр Нахиджеванской автономии.
Симптоматично, что на многих азербайджанских форумах Аллах
Шукюра Паша заде именуют не иначе, как Шейтан (Сатана) Шукюром Паша заде. А
многочисленные бакинские и других городов рестораны и увеселительные заведения
более напоминают «улицы красных фонарей», чем пищевые заведения в мусульманском
государстве. Ислам в Азербайджане сегодня пребывает в загнанном состоянии, и на
данном этапе истории не способен выступить в качестве объединяющей силы.
Нынешние нападки бакинских деятелей на Исламскую Республику Иран, кроме всего
прочего, объясняются также опасениями влияния Ирана на население Азербайджана.
Авторитаризм
Приход к власти Ильхама Алиева ознаменовался не только
мошенничеством и подлогом документов, но и жесточайшими репрессиями,
начавшимися сразу после «выборов» в 2003 году. Уже тогда было ясно: ради
сохранения незаконно приобретенной власти этот человек готов половину
Азербайджана расстрелять. Сегодня у президента Азербайджана гораздо больше
возможностей сделать это, чем семь лет назад. При этом необходимо учесть, что
назначенные еще Гейдаром Алиевым министры обороны и внутренних дел не просто
преданы Алиеву: они повязаны с ним одной веревкой и прекрасно понимают, чем
грозит им падение режима Ильхама.
В Азербайджане на этот счет никто не питает иллюзий: и Сафар
Абиев, и Рамиль Усубов способны, не задумываясь, отдать приказ о стрельбе на
поражение по протестующей толпе. Таким образом, любое серьезное протестное
выступление в этой республике способно обернуться большой кровью. Стоит ли при
этом обвинять людей в покорности судьбе?
Опирающийся на штыки своих вассалов, Ильхам Алиев сегодня
контролирует в Азербайджане все сферы жизнедеятельности: от нефти и прессы, до
оппозиции и деятельности коммерческих предприятий и банков. Стремление Алиева к
сохранению власти опирается на два чувства: боязнь возмездия за многочисленные
преступления перед населением, и неуемное желание передать власть в республике
сыну – Гейдару. «Возвышенные» цели И. Алиева способны подтолкнуть его к любому
кровавому преступлению, и в Азербайджане это прекрасно понимают. Тюркскую массу
легко поднять на погромы, у нее на это генетическая предрасположенность, но
вооруженного солдата она всегда предпочтет обойти.
Социальное положение населения
Социальные трудности способны стать причиной бунта в
странах, население которых давно уже отвыкло от забот поиска хлеба насущного.
Простое отключение электричества в каком-нибудь Бирмингеме, например, способно
вызвать неуправляемый хаос, а проблемы с водоснабжением – поводом для
социальной революции. Совсем иное дело народы и народности, веками пребывавшие
в условиях напряжения жизненных сил, или, тем более, исповедующие кочевой образ
жизни. Они неприхотливы, легко переживают трудности, и воспринимают блага
цивилизации в качестве милости свыше, которая легко может быть прекращена.
В современном Азербайджане наличествуют обе категории:
потомственные земледельцы и классические кочевники. И те, и другие исторически
привыкли преодолевать жизненные невзгоды и способны достаточно легко переносить
искусственно созданные или естественные тяготы бытия. Ильхам Алиев обладает
счастливой возможностью сколь угодно перекрывать «кислород» жителей
Азербайджана, обманывать и обворовывать их, никаких социальных последствий это
иметь не будет. Небольшая прослойка бакинских маргиналов, в силу своей
немногочисленности, какой либо решающей роли в жизни Азербайджана играть не
способна.
Тюрки привыкли тесниться в юрте и слепо повиноваться
обладателю больших отар. Они веками жили по правилу «ты начальник, я – баран,
которого ты вправе стричь». Они с уважением относятся к способности увеличить
количество своих овец, зарабатывать деньги. Достаток – вот главный критерий
отношения к человеку, и для тюрка совершенно не имеет значение источник этого
достатка. Именно по этой причине сведения о полученных отцом и сыном Алиевыми
миллионных взятках вызывают у турка лишь чувство восхищения. Повествующие о
грязных деньгах и покупках Алиевым целых кварталов в Дубаи статьи американских
газет и разоблачения Викиликса лишь увеличивают уважение турок к своему
президенту. По существу, эти разоблачения способствовали легитимизации Алиева в
глазах большинства граждан Азербайджана.
Таким образом, без вмешательства извне и крупных инвестиций,
сколько-нибудь серьезное «народное» движение в Азербайджане невозможно. Однако
беспорядки в этой республике никому в мире не интересны. В том числе и Армении.
Как президент Азербайджана, Ильхам Алиев полностью устраивает армянский народ.
Ибо у этого человека, что бы он ни говорил, личные интересы явно доминируют над
всеми остальными. Так что в Азербайджане могут спать спокойно: в среднесрочной
перспективе никто их на баррикады не поведет. Ни продавшаяся с потрохами
оппозиция, ни внешние силы.
В Баку все спокойно. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.