Analitika.at.ua. Оказывается, для того чтобы организовать Дни культуры,
совершенно не обязательно, чтобы дяденьки в дорогих костюмах подписывали
золотыми перьями межгосударственные договоры. Иногда бывает достаточно доброй
воли и энтузиазма людей, стремящихся познакомить народ, среди которого живешь,
с искусством своей страны. Именно благодаря такому стремлению и родился
Армянский фестиваль в Цюрихе.
Невыносимо безмятежная Швейцария, где давно обретает
донельзя благополучная часть человечества, лежала вне реальных горизонтов
нашего "культурного обмена". До последнего времени. Во всяком случае
Государственный театр пантомимы, фолк-группу "Арменоиды" и художницу
Агнесс Авакян можно считать арт-первопроходцами новейшего периода.
"НАШИ ДРУЗЬЯ ЗАТЕЯЛИ ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРЫЙ ТАК И
НАЗЫВАЛСЯ: "АРМЯНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЦЮРИХЕ", и решили посвятить это
мероприятие 20-летию нашей независимости, - рассказывает художественный
руководитель Театра пантомимы Жирайр ДАДАСЯН. - В Швейцарии не слишком большая
армянская диаспора и состоит она в основном из армян, проживающих там по
крайней мере лет сто. А идея организации подобной акции принадлежит нескольким
молодым женщинам, которые недавно уехали в Цюрих, выйдя замуж за швейцарцев, и
прекрасно живут, но у них было желание показать местным жителям свою, армянскую
культуру. Они вышли на "Армянское общество" Цюриха…"
Дальше красивую идею поддержало наше Министерство культуры,
взявшее на себя дорожные расходы. И 24 августа в Цюрихе взял старт Армянский
фестиваль.
"На официальное открытие этого фестиваля приехали
представители нашего посольства в Женеве, в том числе и посол, г-н Кочарян,
который обратился к собравшимся с приветственным словом. Выступали главный
организатор этих Дней Алина Штейли-Амбарцумян, а также представители армянской
общины Цюриха. Открытие действительно получилось очень красивым. Выставка
живописных и фоторабот Мэри Войте и молодой художницы Агнессы Авакян, которая
известна тем, что рисует одновременно двумя руками, что она демонстрировала там
же, на месте. Все это было аранжировано выступлением "Арменоидов", а
в заключение показали нашу с ними совместную работу, клип "Алфавит",
- говорит Дадасян.
Вряд ли можно представить более удачный рекламный ролик,
если только клип "Алфавит" можно назвать таковым. Армянские буквы,
складывающиеся из гибких, красивых молодых тел артистов Театра пантомимы –
рождение безудержной фантазии и безупречного вкуса Жирайра Дадасяна, уже
успевшее удостоиться не одной награды. В Цюрих театр повез два спектакля –
"Игру" и "Ардалиона", а также этюд, подготовленный
специально для поездки отечественным мэтром жанра Юрием Костаняном.
"В ПРИНЦИПЕ ДЛЯ НАШИХ АРТИСТОВ ЭТО БЫЛА ПОРЯДОЧНАЯ
НАГРУЗКА, поскольку мы играли все в один вечер с одним антрактом, -
рассказывает руководитель театра. – Но все напряги окупились сторицей,
поскольку зал "Уитикон-Хаус", где мы играли, буквально сотрясали
овации. И Юра сделал просто блестящий номер, который принимали потрясающе. Я
сам был поражен, поскольку в Ереване он не успел мне его показать и для меня
это была премьера. А на следующий день, уже в "Волк-Хаусе", это
известная концертная площадка, состоялся концерт "Арменоидов",
который тоже прошел на полную катушку. Было и много армян, и много швейцарцев,
и под конец уже все вместе танцевали кочари. И мне кажется, что это не просто
тусовочные радости. Возможно, так сложилось исторически, но армяне Швейцарии
очень сильно ассимилированы - с работниками армянского общества мы общались на
английском языке. А через такие мероприятия они получают возможность решать
вопрос национальной самоидентификации.
После нашего выступления нам пришлось услышать немало теплых
слов, но один отзыв запомнился особо. К нам подошел человек достаточно
солидного возраста – швейцарец швейцарцем – и не просто горячо благодарил, но
сказал, что в нем что-то изменилось, что в нем заговорили корни. А потом
выяснилось, что никакой он не швейцарец, а армянин, семья которого живет там
уже в нескольких поколениях. Он был действительно страшно взволнован, и, мне
кажется, это дорогого стоит".
Репертуар Театра пантомимы достаточно многообразен и
разностилен. В нем есть, например, изысканные "Цветы зла" по Бодлеру
– спектакль наверняка более понятный и близкий европейской публике. Но для
экспорта в Швейцарию Жирайр Дадасян выбрал постановки, овеянные ярким и пряным
запахом Востока. И не прогадал.
"Как мне объяснили с самого начала, для публики Цюриха
драматическая пантомима – дело экзотическое. Но нас не только прекрасно
приняли, но и восприняли. До такой степени, что на будущий год предложили
приехать с большими гастролями. И уже начаты переговоры с самым известным залом
Цюриха, "Театром 12". Возможно, на будущий год одним Цюрихом дело не
ограничится и мы покажем три-четыре спектакля и в Женеве", - говорит
художественный руководитель Государственного театра пантомимы.
Словом, как уже говорилось, для того чтобы волновать кровь своих
соотечественников за рубежом и возрождать в них память, да и вообще пленять
своим искусством свет, в первую очередь нужно искусство, способное этот самый
свет пленять. Сона МЕЛОЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.