Главная » 2011»Ноябрь»28 » В Гарварде исследовали причины исторической ненависти турок к армянам
В Гарварде исследовали причины исторической ненависти турок к армянам
01:12
Analitika.at.ua. Адъюнкт-профессор социологии и женских исследований
Мичиганского университета Фатьма Мюге Гёчек 16 ноября выступила с лекцией в
зале Кнафел Гарвардского университета в рамках серии семинаров по Турции в
современном мире. Об этом сообщает «The Armenian Mirror-Spectator».
На лекцию «Расшифровка отрицания: современность, турецкое
государство и коллективное насилие 1915 г. в отношении армян, 1789–2009» пришло
около 40 человек, в том числе студенты, преподаватели и члены турецкой и
армянской общин.
«Насилие в отношении армян было первым случаем коллективного
насилия в истории Турции,– сказала Гёчек – Я социолог, и когда я начала
исследовать эту тему, то поняла, что вступила на политическое минное поле.
Националисты с обеих сторон, турки и армяне, сказали, что я не могу быть
турком».
Она продолжила: «Я хотела исследовать оспариваемые мемуары о
1915 г. С одной стороны, у нас есть армянская диаспора, которая утверждает, что
это был первый геноцид 20-го века и что было убито между 800 тыс. и 1,5 млн.
человек. Турецкое государство, с другой стороны, отрицает, что события были
геноцидом, называя их взаимной резней и утверждая, что в этом не было ничего
преднамеренного. Турция говорит о смерти 400 тыс. человек, как военных, так и
гражданских».
Гёчек добавила: «Большинство ученых согласны, что эти
события были геноцидом. Поэтому возникает вопрос: почему турецкое государство и
общество по-прежнему отрицают это? Это не только важный вопрос для социолога –
это важный вопрос сегодня в Турции».
Чтобы исследовать исторические корни коллективного насилия,
по словам Гёчек, необходимо исследовать социальное давление: «Даже если есть
напряженность в обществе, она не обязательно приводит к насилию».
Изучение официальных документов, интервью с выжившими или
потомками выживших, турецких мемуаров может предоставить определенные
доказательства. «Если вы посмотрите на османскую историю, то увидите, что
насилие всегда было, даже еще в 1789 г., во времена Французской революции. Были
резни при правлении Абдула Хамида в 1894–1896 гг., и практика насилия
продолжилась в Турецкой Республике с принудительной вербовкой в вооруженные
силы в 1941–1942 гг. и насильственным выселением греческого населения в 1964 г.»,–
сказала Гёчек.
Читая мемуары турецких мусульман, по словам Гёчек, можно
обнаружить модели отношения и эмоций к армянам и другим меньшинствам. В одном
ошеломляющем рассказе турецкой мусульманской пары, опубликованном в 2004 г.,
жена призналась, что видела, как умирают армяне и как их депортируют. Однако ее
муж, который был участником событий, утверждал: «Я сделал бы это снова». Гёчек
сказала: «При системе «миллиет» возникла пропасть между мусульманами и
немусульманами, которая находилась под контролем со стороны государства или
местных лидеров. В мемуарах тех лет можно увидеть социальную поляризацию. Были
некоторые случаи, используемые государством и обществом для того, чтобы
обосновывать насилие».
Гёчек указала на тот факт, что геноцид начал более подробно
обсуждаться с момента распада Советского Союза. Например, по ее словам, курды в
течение последних 5–10 лет признали то, что они сделали с армянами. Она
добавила: «Когда я посетила ту важную конференцию в Университете Бильги в
Стамбуле в 2005 г., там были внучки, узнавшие от своих бабушек, что они армяне.
И зачастую именно женщины передают знание об этом».
Мероприятие было организовано Гарвардским центром
ближневосточных исследований и Центром Уэзерхеда по международным делам.
Следующий семинар, запланированный на 30 ноября, будет посвящен теме «Турция и
ее внешняя политика соседства» и проведен профессором Кемалем Киришджи из
Босфорского университета. NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.