Главная » 2010»Январь»9 » В Грузии подсчитывают убытки от нормализация армяно-турецких отношений
В Грузии подсчитывают убытки от нормализация армяно-турецких отношений
15:34
Analitika.at.ua. Черноморского порта Батуми, куда заходит немало кораблей
с грузом для Армении. Затем этот груз направляется по автомобильным или
железным дорогам за несколько сотен километров на юг, в Ереван. В случае
открытия армяно-турецкой границы армянские компании получат возможность
импортировать продукцию напрямую из турецких портов наземным путем.
Перспективы открытия турецко-армянской границы пока остаются
туманными, и руководители грузинских компаний потихоньку довольны данным
обстоятельством. Наличие проблем в процессе сближения между Турцией и Арменией
означает, что грузинские предприниматели пока сохранят свои доходы.
В октябре ушедшего года Турция и Армения подписали протоколы
о нормализации двусторонних отношений, предусматривающие открытие границы между
странами для торговли с момента их ратификации парламентами обеих стран. Однако
сильное противодействие, с которым столкнулась эта инициатива внутри этих
стран, заставило притормозить процесс ратификации. Ряд экспертов теперь
сомневаются в том, что положения данных протоколов будут когда-нибудь
реализованы.
На протяжении последних 16 лет – с того самого момента, как
Азербайджан и Турция закрыли свои границы с Арменией в ходе
нагорно-карабахского конфликта – Грузия являлась для Армении единственным
экспортным выходом на западные и российский рынки. Грузы, направляющиеся в
Армению, прибывают в черноморские порты Грузии Поти и Батуми, а затем
транспортируются на несколько сотен километров в южном направлении в Ереван по
автомобильным или железной дорогам. Более короткий наземный путь по территории
России через пограничный переход в грузинском высокогорном районе Верхний Ларс
закрыт с 2006 года. В декабре грузинские и российские чиновники договорились об
открытии перехода Верхний Ларс после урегулирования технических деталей.
Грузинские дипломаты намекнули, что транзитный маршрут может вновь заработать
уже в марте.
Открытие армяно-турецкой границы может негативно сказаться
на статусе Грузии как транзитного узла. По словам официального представителя
Армянской ассоциации транспортников и экспедиторов Дианы Саркисян, турецкий
черноморский порт Трабзон или средиземноморский порт Мерсин являются более
привлекательными для армянских экспортеров и импортеров ввиду их значительно
более низких транзитных тарифов.
Согласно данным грузинского минэкономразвития, за первые
девять месяцев 2009 года грузовые перевозки в Армению составили 13 процентов
всего объема транзитного трафика Грузии. В министерстве, правда, не смогли
уточнить значение этой цифры в денежном выражении. По грузинским законами,
транзитные перевозки не облагаются налогами и сборами, а положительное
воздействие на экономику оказывают рабочие места и спрос на повышение качества
инфраструктуры, отмечает руководитель транспортного департамента министерства
Мамука Вацадзе.
По оценкам генерального секретаря Ассоциации международных
автоперевозчиков Грузии Гии Ципурии, в случае открытия турецко-армянской
границы объем грузовых перевозок в Армению может сократиться до 40 процентов.
Но Грузия играет роль не только транзитного коридора.
Несмотря на установленное в 1993 году Турцией эмбарго на торговлю с Арменией,
армянские магазины полным-полны турецкими товарами. А прибывают они в страну,
по словам руководителей грузинских транспортных компаний, через Грузию, где
армянские предприниматели регулярно регистрируют торговые компании, которые
импортируют товары из Турции, а затем реэкспортируют их в Армению.
Начальник департамента минэкономразвития Мамука Вацадзе
признает наличие подобной практики. Турция, по его словам, предпочитает
закрывать на нее глаза. Грузинские же власти, в свою очередь, утверждают, что
не могут ограничить транзитные перевозки, идущие через Грузию в другие страны.
Это мнение разделяет и гендиректор частной экспедиторской
компании "Кавказтрансэкспедитор" Георгий Цомая. "Бизнес есть
бизнес, – говорит Цомая, фирма которого однажды выполнила для Армении заказ на
доставку турецких тракторов. – Он всегда находит пути и способы выйти на людей,
которым нужен тот или иной продукт".
Данных об объеме реэкспорта в Армению не имеется, поскольку
в качестве пункта назначения предназначенной для Армении турецкой продукции
значится Грузия.
Все эти конкурентные преимущества Грузии утратят свое
значение в случае открытия турецко-армянской границы. Правда, некоторые в
Грузии ставят на железнодорожную сеть страны, которая может восполнить эти
потери. По мнению одного из руководителей государственной компании
"Грузинская железная дорога", в ведении которой находится вся сеть
железных дорог страны, железнодорожная система поможет Грузии дать достойный
ответ турецкой транспортной конкуренции.
Как и в Грузии, в Армении проложены железнодорожные пути
советского образца, из-за чего на границе между Турцией и Арменией вагоны
придется переставлять на другие железнодорожные тележки, что способствует
удорожанию стоимости перевозок и требует дополнительного времени, отмечает
директор по грузовым перевозкам ГЖД Давид Джинджолия.
"В Турции недостаточно развита железнодорожная
инфраструктура. Транзитные перевозки осуществляются главным образом по
автомобильным дорогам, что вдовое дороже перевозок по железной дороге… Данный
фактор способствует тому, что более дешевым и удобным способом транспортировки
грузов между Грузией и Арменией являются железнодорожные перевозки, –
подчеркивает он. – Прямого железнодорожного сообщения между Трабзоном и
Ереваном не существует".
На момент публикации статьи представители турецкого
посольства в Тбилиси не ответили на просьбу о предоставлении информации о
железнодорожных и портовых тарифах.
В случае открытия турецкой границы объем грузоперевозок в
Армению через Грузию сократится не более чем на 2 процента, прогнозирует
Джинджолия.
По словам официального представителя Армянской ассоциации
транспортников и экспедиторов Дианы Саркисян, экспортеры также не намерены
вносить кардинальных изменений, учитывая тот факт, что турецкие тарифы на
железнодорожные перевозки делают этот вариант не слишком привлекательным для
Армении.
"Конечно, ситуация может измениться, если Турецкие
железные дороги скорректируют свою тарифную политику", – добавила она. По
ее мнению, не слишком велики и сложности, которые представляет для перевозок
разница в ширине железнодорожной колеи между Арменией и Турцией. Депо в городе
Ахурян на западе Армении вполне способно справиться с задачей перестановки
вагонов на другие железнодорожные тележки, отметила она.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.