Понедельник, 25.11.2024, 17:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июнь » 29 » В Грузии занимаются вандализмом над армянскими памятниками
В Грузии занимаются вандализмом над армянскими памятниками
00:06

Analitika.at.ua. Грузия является страной, где на протяжении веков бок о бок проживали представители самых различных национальностей и религий. Доказательством тому является улица Леселидзе в Тбилиси, где построены Армянская, Католическая, Православные церкви, Мечеть и Синагога (причем не одна).

 

Также известным фактом является то, что армянское население страны еще со времен Давида-Строителя, великого грузинского царя, массово жило в Тбилиси: прогрессивный царь переселял в свою страну армян, более одаренных в коммерческих делах, нежели грузины, для развития экономики своей страны. Армяне издревле славились и своим умением надежно строить. Многие из самых древних их построек стоят в стране и по сей день.

 

Однако ныне в Грузии не принято вспоминать заслуги армян в строительстве государства грузинского. Не принято обсуждать и вопрос Армянских церквей, после коллапса СССР, ставших сначала бесхозными, а затем незаметно перешедшими во владение Грузинской Православной церкви, являющейся церковью-доминантой в Грузии.

 

В то же время при вступлении страны в Совет Европы Парламентской Ассамблеей СЕ была дана рекомендация в течение двух лет принять закон "О меньшинствах”, способный урегулировать вопросы, связанные с положением национальных и религиозных меньшинств, издавна проживающих в Грузии. По всей видимости, у нынешнего руководства страны отсутствует политическая воля для принятия закона, способного урегулировать вопрос возвращения исторически армянских храмов в лоно Армянской Апостольской церкви. Учитывая же тенденции массовой беззаконной экспроприации государством земли, на которых чуть ли не столетия имеются постройки, с изгнанием людей, проживающих в данных строениях без какой-либо компенсации, Армянская церковь Грузии рискует вообще остаться без пяди земли, не говоря уже о церквах, исторически принадлежавших и даже построенных армянами.

 

Согласно историческим данным, ААЦ представлена в Грузии отдельным церковным образованием с V века. В трудах армянского историка Ухтанеса сказано, что уже в V веке в Цуртави заседал армянский епископ Мовсес, который находился под юрисдикцией Армянского католикосата. Вместе с тем, как пишет Матеос Ураеци, во времена величайшего из грузинских царей Давида-Строителя представительству армянской церкви в Грузии был дан высокий статус епархии с административным центром в Тбилиси, в котором уже с 631 года существовала Армянская кафедральная церковь Сурб Геворг. В некоторых грузинских кругах ныне говорят о том, что эта церковь была куплена армянами у неспособных ее содержать грузинских властей. На это мнение один из служивших в Грузии армянских священников заявил, что, даже если такой факт и имел место, то он в первую очередь плохо характеризует тех, кто был на той стороне сделки.

 

В то же время, согласно данным исторических источников, за 15 веков в Грузии Армянская церковь возвела 600 построек духовного содержания. Это утверждение, высказанное представителями Армянской церкви на одной из конференций, грузинскими научными, религиозными кругами и СМИ было воспринято, как провокационное требование Армянской церкви вернуть 600 церквей, что никоим образом не соответствовало истине.

 

Ныне…

 

Конституция Грузии и взятые страной международные обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии, так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического лица. Таковой статус имеется у доминантной религиозной группы Грузии - у Грузинской Православной церкви, что было закреплено Конкордатом, подписанным между ГПЦ и правительством Грузии. Этот Конкордат поставил ГПЦ в привилегированное положение, в том числе и в налоговом плане. В результате в религиозной жизни страны сегодня действуют дискриминационные порядки, где церковь-доминанта правит, а церкви-меньшинства не имеют признанного юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.

 

Результатом такого положения является то, что ныне речь идет о так называемых спорных церквах, пять из которых находятся в Тбилиси и одна - в Ахалцихе, компактно населенном гражданами Грузии армянского происхождения. Это церкви Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугну Сурб Геворг, Сурб Минас и Сурб Ншан. Вышеуказанные церкви находятся в закрытом состоянии, они рушатся.

 

В 2005 году Министерство культуры, охраны памятников Грузии реализовывало программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. Эти программы, к сожалению, никак не затронули культурные религиозные памятники армянского происхождения на территории Грузии.

 

Окна автора этой статьи выходят на церковь Мугну Сурб Геворг, где покоится частица мощей Св. Геворга. В старом Тифлисе эта церковь служила своеобразным центром армянской культуры. С тех пор до нас дошли ценные рукописи, среди которых и Евангелие, вышедшее в свет с 1447г. Во времена Советской власти до 1980 года церковь действовала как музей народного искусства. После в стенах ее возникли серьезные трещины, с 1990 года она считается аварийной.

 

Несколько месяцев назад церковь рухнула, как и многие другие здания в Сололаки, в результате проливных дождей. На следующий же день к развалинам подъехала грузовая машина, которая оперативно вывезла все загородившие путь жителям двора кирпичи и камни XV века. Вскоре было объявлено, что грузинская сторона обязательно восстановит и реконструирует церковь. И она действительно стала это делать. Но после реконструкции церковь станет грузинской, а грузинские надписи, которые появятся там при помощи "интеллигентных и образованных грузинских археологов”, будут говорить о том, что армяне занимаются провокациями и присваивают грузинское культурное наследие.

 

Не далее, чем два дня назад в Тбилиси приехал молодой человек из ЮНЕСКО, которому его грузинские сокурсники в Лондоне (!) многое рассказывали о фактах такого присвоения. Он решил во всем убедиться сам и сделать фотографии. Он посетил двор, в котором остаются развалины Мугну Сурб Геворг, а на следующий же день возле здания, поверх груды обломков, появились каменные плиты с надписями на старогрузинском языке и вырытая яма, в которой, уверена, завтра будут справлять новоселье останки какого-нибудь несчастного грузинского князя с какого-то там Чхороцху.

 

Увидев все это поутру, я подняла панику, на что находящиеся там рабочие и заспанные гордые грузины, повылезавшие из своих окон, стали обвинять меня в провокациях, якобы, идет реставрация, и археологи ведут свою работу. Затем почтенный усатый дедушка, который до того отчитал меня, как сильно провинившегося ребенка, стал доказывать приехавшему армянскому священнику, что мы все, возмущающиеся, щи лаптями хлебаем, и что эти камни с грузинскими надписями были могильными плитами в церкви, которые после очередной реставрации использовали в верхних стенах церкви. Такое археологическое чудо трудно встретить где-либо еще, кроме как в Грузии. На мое заявление, что прецедент появления древних грузинских могил за одну прекрасную ночь уже был в случае с Норашеном, дедушка в пижаме, подергав гордо торчащим усом, заявил, что я все придумываю с недосыпа.

 

В то же время у церкви в джипе сидел молодой человек, похожий на агента 007, и мирно почивал, явно пребывая на дежурстве. Когда поднялся шум, он молчаливо присутствовал рядом, как тень, внимательно слушая наши обвинения. Неподалеку в переулке в это время маячила полицейская машина.

 

Весьма подозрительным является то, что в правом углу церкви появился какой-то камень, размером с могильную плиту. Как скульптура, которую еще не презентовали обществу, он невинно прикрыт каким-то то ли линолеумом, то ли брезентом. На наш вопрос, что означает эта прикрытая археологическая тайна, мы получили невероятный ответ: "Это стол, который притащили рабочие, чтоб на нем выкладывать свой обед во время перерыва”!!!

 

Когда я требовала ответа за плиты с грузинскими надписями у рабочих, которые делали свое дело, их прораб сказал, что так должно быть, сказано - так сделать, и так будет.

 

Молодому гостю из Московского офиса ЮНЕСКО я показала и Католическую церковь Успения Св. Марии. Там же мы повстречали священника из Ивлиты, где Грузинская Православная церковь отняла Католическую церковь села, где все жители являются католиками. Падре Зура рассказал Диару и про другие церкви, отнятые ГПЦ у Католической церкви. Затем мы проследовали по улице в Синагогу, где женщина, ответственная за прием туристов, рассказывала о том, что из множества существовавших прежде Синагог остались 2. Остальные грузины забрали для своих нужд.

 

Мы подвели итоги: в Тбилиси остались 2 Армянские, 2 Католические церкви и 2 Синагоги. Он призадумался. Но, кажется, выводов не сделал. Видимо, хорошо им пьется с грузинскими сокурсниками из Лондона. Они его убеждают в том, что понаехали когда-то меньшинства, а теперь присваивают грузинское культурное наследие. Так, из года в год приходится встречать людей, которые работают в таких организациях, которым по статусу пора бы уж знать - кто у кого и что отнимает. Но по-прежнему "либералы из международных структур” рассказывают мне сказки о том, как здорово защищены права меньшинств в Грузии. Бог с ними...

 

Но хотелось бы, чтоб те, кто рассуждает не штампами, а фактами, посмотрели фотографии, прилагаемые к данной статье, и запомнили момент, как очередная Армянская церковь превращается в грузинскую, и у грузин появляется новый повод кричать, что армяне занимаются провокациями. В то время, как те грузины, которые стоят за этим делом, средь бела дня проявляют себя как вандалы!

 

Виктория МАКСОЕВА, Тбилиси

Источник: RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 521
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru