Главная » 2010»Июнь»29 » В Грузии занимаются вандализмом над армянскими памятниками
В Грузии занимаются вандализмом над армянскими памятниками
00:06
Analitika.at.ua. Грузия является страной, где на протяжении веков бок о
бок проживали представители самых различных национальностей и религий.
Доказательством тому является улица Леселидзе в Тбилиси, где построены
Армянская, Католическая, Православные церкви, Мечеть и Синагога (причем не
одна).
Также известным фактом является то, что армянское население
страны еще со времен Давида-Строителя, великого грузинского царя, массово жило
в Тбилиси: прогрессивный царь переселял в свою страну армян, более одаренных в
коммерческих делах, нежели грузины, для развития экономики своей страны. Армяне
издревле славились и своим умением надежно строить. Многие из самых древних их
построек стоят в стране и по сей день.
Однако ныне в Грузии не принято вспоминать заслуги армян в
строительстве государства грузинского. Не принято обсуждать и вопрос Армянских
церквей, после коллапса СССР, ставших сначала бесхозными, а затем незаметно
перешедшими во владение Грузинской Православной церкви, являющейся
церковью-доминантой в Грузии.
В то же время при вступлении страны в Совет Европы
Парламентской Ассамблеей СЕ была дана рекомендация в течение двух лет принять
закон "О меньшинствах”, способный урегулировать вопросы, связанные с положением
национальных и религиозных меньшинств, издавна проживающих в Грузии. По всей
видимости, у нынешнего руководства страны отсутствует политическая воля для
принятия закона, способного урегулировать вопрос возвращения исторически
армянских храмов в лоно Армянской Апостольской церкви. Учитывая же тенденции
массовой беззаконной экспроприации государством земли, на которых чуть ли не
столетия имеются постройки, с изгнанием людей, проживающих в данных строениях
без какой-либо компенсации, Армянская церковь Грузии рискует вообще остаться
без пяди земли, не говоря уже о церквах, исторически принадлежавших и даже
построенных армянами.
Согласно историческим данным, ААЦ представлена в Грузии
отдельным церковным образованием с V века. В трудах армянского историка
Ухтанеса сказано, что уже в V веке в Цуртави заседал армянский епископ Мовсес,
который находился под юрисдикцией Армянского католикосата. Вместе с тем, как
пишет Матеос Ураеци, во времена величайшего из грузинских царей
Давида-Строителя представительству армянской церкви в Грузии был дан высокий
статус епархии с административным центром в Тбилиси, в котором уже с 631 года
существовала Армянская кафедральная церковь Сурб Геворг. В некоторых грузинских
кругах ныне говорят о том, что эта церковь была куплена армянами у неспособных
ее содержать грузинских властей. На это мнение один из служивших в Грузии
армянских священников заявил, что, даже если такой факт и имел место, то он в
первую очередь плохо характеризует тех, кто был на той стороне сделки.
В то же время, согласно данным исторических источников, за
15 веков в Грузии Армянская церковь возвела 600 построек духовного содержания.
Это утверждение, высказанное представителями Армянской церкви на одной из
конференций, грузинскими научными, религиозными кругами и СМИ было воспринято,
как провокационное требование Армянской церкви вернуть 600 церквей, что никоим
образом не соответствовало истине.
Ныне…
Конституция Грузии и взятые страной международные
обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии,
так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического
лица. Таковой статус имеется у доминантной религиозной группы Грузии - у
Грузинской Православной церкви, что было закреплено Конкордатом, подписанным
между ГПЦ и правительством Грузии. Этот Конкордат поставил ГПЦ в
привилегированное положение, в том числе и в налоговом плане. В результате в
религиозной жизни страны сегодня действуют дискриминационные порядки, где
церковь-доминанта правит, а церкви-меньшинства не имеют признанного
юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.
Результатом такого положения является то, что ныне речь идет
о так называемых спорных церквах, пять из которых находятся в Тбилиси и одна -
в Ахалцихе, компактно населенном гражданами Грузии армянского происхождения.
Это церкви Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугну Сурб Геворг,
Сурб Минас и Сурб Ншан. Вышеуказанные церкви находятся в закрытом состоянии,
они рушатся.
В 2005 году Министерство культуры, охраны памятников Грузии
реализовывало программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. Эти
программы, к сожалению, никак не затронули культурные религиозные памятники
армянского происхождения на территории Грузии.
Окна автора этой статьи выходят на церковь Мугну Сурб
Геворг, где покоится частица мощей Св. Геворга. В старом Тифлисе эта церковь
служила своеобразным центром армянской культуры. С тех пор до нас дошли ценные
рукописи, среди которых и Евангелие, вышедшее в свет с 1447г. Во времена
Советской власти до 1980 года церковь действовала как музей народного
искусства. После в стенах ее возникли серьезные трещины, с 1990 года она
считается аварийной.
Несколько месяцев назад церковь рухнула, как и многие другие
здания в Сололаки, в результате проливных дождей. На следующий же день к
развалинам подъехала грузовая машина, которая оперативно вывезла все
загородившие путь жителям двора кирпичи и камни XV века. Вскоре было объявлено,
что грузинская сторона обязательно восстановит и реконструирует церковь. И она
действительно стала это делать. Но после реконструкции церковь станет
грузинской, а грузинские надписи, которые появятся там при помощи
"интеллигентных и образованных грузинских археологов”, будут говорить о том,
что армяне занимаются провокациями и присваивают грузинское культурное
наследие.
Не далее, чем два дня назад в Тбилиси приехал молодой
человек из ЮНЕСКО, которому его грузинские сокурсники в Лондоне (!) многое
рассказывали о фактах такого присвоения. Он решил во всем убедиться сам и
сделать фотографии. Он посетил двор, в котором остаются развалины Мугну Сурб
Геворг, а на следующий же день возле здания, поверх груды обломков, появились
каменные плиты с надписями на старогрузинском языке и вырытая яма, в которой,
уверена, завтра будут справлять новоселье останки какого-нибудь несчастного
грузинского князя с какого-то там Чхороцху.
Увидев все это поутру, я подняла панику, на что находящиеся
там рабочие и заспанные гордые грузины, повылезавшие из своих окон, стали
обвинять меня в провокациях, якобы, идет реставрация, и археологи ведут свою
работу. Затем почтенный усатый дедушка, который до того отчитал меня, как
сильно провинившегося ребенка, стал доказывать приехавшему армянскому
священнику, что мы все, возмущающиеся, щи лаптями хлебаем, и что эти камни с
грузинскими надписями были могильными плитами в церкви, которые после очередной
реставрации использовали в верхних стенах церкви. Такое археологическое чудо
трудно встретить где-либо еще, кроме как в Грузии. На мое заявление, что
прецедент появления древних грузинских могил за одну прекрасную ночь уже был в
случае с Норашеном, дедушка в пижаме, подергав гордо торчащим усом, заявил, что
я все придумываю с недосыпа.
В то же время у церкви в джипе сидел молодой человек,
похожий на агента 007, и мирно почивал, явно пребывая на дежурстве. Когда
поднялся шум, он молчаливо присутствовал рядом, как тень, внимательно слушая
наши обвинения. Неподалеку в переулке в это время маячила полицейская машина.
Весьма подозрительным является то, что в правом углу церкви
появился какой-то камень, размером с могильную плиту. Как скульптура, которую
еще не презентовали обществу, он невинно прикрыт каким-то то ли линолеумом, то
ли брезентом. На наш вопрос, что означает эта прикрытая археологическая тайна,
мы получили невероятный ответ: "Это стол, который притащили рабочие, чтоб на
нем выкладывать свой обед во время перерыва”!!!
Когда я требовала ответа за плиты с грузинскими надписями у
рабочих, которые делали свое дело, их прораб сказал, что так должно быть,
сказано - так сделать, и так будет.
Молодому гостю из Московского офиса ЮНЕСКО я показала и
Католическую церковь Успения Св. Марии. Там же мы повстречали священника из
Ивлиты, где Грузинская Православная церковь отняла Католическую церковь села,
где все жители являются католиками. Падре Зура рассказал Диару и про другие
церкви, отнятые ГПЦ у Католической церкви. Затем мы проследовали по улице в
Синагогу, где женщина, ответственная за прием туристов, рассказывала о том, что
из множества существовавших прежде Синагог остались 2. Остальные грузины
забрали для своих нужд.
Мы подвели итоги: в Тбилиси остались 2 Армянские, 2
Католические церкви и 2 Синагоги. Он призадумался. Но, кажется, выводов не
сделал. Видимо, хорошо им пьется с грузинскими сокурсниками из Лондона. Они его
убеждают в том, что понаехали когда-то меньшинства, а теперь присваивают
грузинское культурное наследие. Так, из года в год приходится встречать людей,
которые работают в таких организациях, которым по статусу пора бы уж знать -
кто у кого и что отнимает. Но по-прежнему "либералы из международных структур”
рассказывают мне сказки о том, как здорово защищены права меньшинств в Грузии.
Бог с ними...
Но хотелось бы, чтоб те, кто рассуждает не штампами, а
фактами, посмотрели фотографии, прилагаемые к данной статье, и запомнили
момент, как очередная Армянская церковь превращается в грузинскую, и у грузин
появляется новый повод кричать, что армяне занимаются провокациями. В то время,
как те грузины, которые стоят за этим делом, средь бела дня проявляют себя как
вандалы!
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.