Analitika.at.ua. Авиаперевозчики всех стран объединяются в ожидании новой
волны глобального кризиса. На днях Южная Америка объявила о создании крупной
авиакомпании. Антимонопольные органы Бразилии и Чили дали добро на слияние
авиакомпаний двух стран: бразильской TAM Linhas Aereas и чилийской LAN Airlines
в холдинг LATAM Airlines Group. О намерении объединиться авиаперевозчики
объявили еще в августе прошлого года. Ожидается, что в результате слияния будет
создан международный гигант общей стоимостью $14,5 млрд, на долю которого будет
приходиться 6% мировых коммерческих авиаперевозок.
Тем временем в северной части американского континента дела у
авиаторов идут неважно. 29 ноября одна из крупнейших мировых авиакомпаний
American Airlines объявила о банкротстве. Случай, конечно, не уникальный: на
предыдущей волне кризиса банкротами себя объявили United Airlines и Delta; еще
раньше такое решение приняла компания Pan American. Впрочем, лишь последняя
после этого полностью прекратила существование, тогда как другие две сумели
реструктуризироваться и по-прежнему неплохо себя чувствуют. Банкротство же
нередко используется просто для того, чтобы отделаться от профсоюзов, которые
не дают компании сокращать издержки на персонал. Как это, очевидно, имело место
и в случае с American Airlines: в последние годы компания тратила на оплату
труда на $500 млн больше, чем каждый из ее основных конкурентов.
Тем не менее дыма без огня не бывает: раз ведущие мировые
компании сокращают издержки на персонал, значит, дело опять пахнет керосином.
Точнее, кризисом, а керосин дорожает. На это указывают, в частности, настроения
среди европейских авиаперевозчиков. Как сообщала ранее The Wall Street Journal,
Air France-KLM предсказывает снижение объема перевозок, Lufthansa кардинально
урезает инвестиционную программу, а Air Berlin, вопреки ожиданиям, скорее
всего, не получит прибыль по итогам этого года.
Российские авиаперевозчики не могут не чувствовать кризисный
"ветерок", дующий с запада. Однако у нас его боятся далеко не все:
ведь он способен сдуть с рынка мелких операторов, став попутным ветром для
крупных компаний. К тому же, российский рынок авиаперевозок консолидируется вне
зависимости от кризиса. За десять месяцев этого года пять ведущих российских
авиакомпаний обеспечили 56,8% пассажирских авиаперевозок против 52,8% годом
ранее. Как сообщила Росавиация, при общем росте рынка на 12,3%
"Аэрофлот" увеличил свои показатели почти на 24%. В начале декабря
компания приняла решение открыть дюжину новых представительств в городах
России, Украины и даже Испании. На 2012 год намечены большие инвестиционные
планы.
Попутный ветер крупным авиаперевозчикам усилило
правительство. Авиакатастрофы последних лет подтолкнули его к ужесточению
контроля над тем, что происходит в российском небе. В частности, власти
намерены закрыть его для мелких компаний (с которыми, собственно, и связано
абсолютное большинство ЧП). В настоящее время Росавиация готовит проект
поправок в положение "О лицензировании воздушных перевозок". Согласно
наиболее радикальному варианту документа, к регулярным пассажироперевозкам не
будут допускаться компании, в распоряжении которых находится менее 20 самолетов.
Это сразу выбьет из строя более половины российских авиаоператоров. Другой
вопрос: кто и на чем тогда будет летать в отдаленные населенные пункты,
располагающие откровенно раздолбанной инфраструктурой?
Тем не менее наводить порядок в российском небе – задача
действительно неотложная. Та же The Wall Street Journal писала, что, по данным
авторитетной консалтинговой компании Ascend (расположенной в Лондоне), в этом
году в России число авиакатастроф и жертв в них превысило аналогичные
показатели развивающихся стран с давними проблемами в области безопасности –
таких как Конго и Индонезия. Поэтому некоторые иностранные компании
настоятельно не рекомендуют своим сотрудникам пользоваться российскими
авиалиниями, а тем более – летать самолетами советской постройки. Так что исправлять
сильно подпорченную репутацию российским авиакомпаниям придется еще долго. И
новая волна кризиса, если она действительно нахлынет на мировую экономику, в
чем-то пойдет на пользу нашим авиаторам. Она очистит небо от "хлама".
Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.