Analitika.at.ua. Армения в той или иной степени представлена в мировом
информационном пространстве. Однако мнение о том, что интерес к нашей стране
растет, мягко говоря, преувеличено. В этом нетрудно убедиться, просмотрев
заголовки мировых СМИ за последние месяцы.
Мир интересует ядерная программа Ирана, судьба Евросоюза,
различные экономические проблемы и связанные с ними политические вопросы,
природные катаклизмы в разных странах, резонансные преступления, конфликты на
Ближнем Востоке и в Афганистане и многое другое, но никак не мы. Армения в
мировых СМИ присутствует в основном в связи с карабахским конфликтом. Причем
интересно, что сам Нагорный Карабах упоминается реже, чем Армения и
Азербайджан. Почему так произошло? Почему Армения не занимает достойного места
в информационных потоках, а присутствует только в связке с
"дружественным" Азербайджаном?
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО ОБУСЛОВЛЕНО НЕДОСТАТОЧНЫМ ВНИМАНИЕМ К
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В САМОЙ СТРАНЕ. Речь не о местных, в основном
ангажированных СМИ, ориентированных в первую очередь на локальный рынок. Тут
следует говорить о новых изданиях, максимально ориентированных на внешнюю
аудиторию. Порой складывается впечатление, что возникновение и распад новых СМИ
интересует главным образом владельцев и людей, которые в них работают. Общество
на эти СМИ реагирует как-то вяло и индифферентно - подумаешь, одним больше или
меньше. Все равно, дескать, будут писать то, что закажут или прикажут.
Вторая причина - в масштабном непрофессионализме. Умение
складно излагать на бумаге или с экрана мысли, нередко достаточно скудные, не
журналистика и не политология. К сожалению, подавляющее большинство читателей и
зрителей довольно внимательно следят за печатающимися сплетнями или
некомпетентными и нелепыми умственными изысками ряда доморощенных политологов и
политиков. Про неграмотных журналистов лучше и вовсе промолчать.
Третий фактор - неумение использовать диаспору в
информационном противостоянии. Такое впечатление, что у них свой подход к
общеармянским вопросам, а в республике – свой. Перечислять эти вопросы не имеет
смысла – они общеизвестны. При этом следует учесть, что диаспора владывает
немало сил и средств в информационное противостояние как с Турцией, так и с
Азербайджаном.
Это основные проблемы, которые препятствуют созданию имиджа
сильной и независимой Армении в информационном пространстве. Их устранение
пойдет на пользу не только государству, но и диаспоре, которая получит возможность
направить немалую часть своих усилий на другие цели.
НЕМАЛОВАЖНЫМ АСПЕКТОМ В ПОНИМАНИИ РОЛИ АРМЕНИИ в
информационном мире является дифференциация понятий. У нас часто трактуют
понятие информационного противостояния как войну. Причем не делается различий
между этим термином и пропагандистскими атаками, ведущимися на Армению и
диаспору на всех фронтах. Отсюда возникает недопонимание и нивелирование роли
страны в информационном мире. Если говорить об информационной войне, то Армения
в ней как минимум не проигрывает. Речь в данном случае идет об эффективности
достижения поставленных целей и задач посредством информационных операций.
Другое дело, что Армения уступает в объемах ведущейся пропаганды, поскольку
финансовые возможности сторон пока несопоставимы. Наши противники пытаются
гигантским валом дезинформации, инсинуаций, шантажа и подкупа навязать всему
миру свою точку зрения, убедить в собственной "пушистости" и правоте.
В основном их усилия ожидаемого эффекта не приносят, а провалы в информационном
противоборстве у соседей следуют один за другим.
Чтобы не быть голословным, приведу примеры. В инциденте с
начальником управления экспортных продаж ОАО "АвтоВАЗ" Сергеем
Гюрджианом, которого не допустили на борт авиакомпании "Азербайджанские
авиалинии" из-за армянской фамилии, реакция российских и ряда европейских
СМИ была однозначной. Не будем забывать, что речь идет о гражданине России.
Ситуацию можно было бы раскрутить и в ряде других направлений. Каких именно,
упоминать не буду, учитывая, что в соседних странах тоже внимательно мониторят
наши СМИ.
Еще один пример - избрание Азербайджана непостоянным членом
Совета Безопасности ООН. Азербайджанские, а в первую очередь турецкие СМИ,
выражая восторг по этому поводу, дали неплохие козыри. Думаю, армянская сторона
сможет в дальнейшем ими воспользоваться, когда страсти улягутся.
Истерика азербайджанской стороны по поводу продажи Молдовой
латвийской компании нескольких типов вооружений и боеприпасов. И здесь
противная сторона совершила несколько ошибок и дала нам ряд козырей.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ НАС – САМИМ НЕ ДАВАТЬ ТАКИХ КОЗЫРЕЙ ПРОТИВНИКУ.
Наши СМИ, особенно оппозиционные, нередко подобные возможности оппонентам
предоставляют. Нападки на армянскую армию, причем не всегда обоснованные, на
Апшероне встречают с восторгом. Вне всякого сомнения, о недостатках в армии
необходимо писать и говорить. Весь вопрос – как? Тем более что руководство
Минобороны демонстрирует, конечно, в пределах разумного, достаточную открытость
и транспарентность.
В Армении появляются здравые мысли, которые в дальнейшем
позволят еще более укрепиться в информационном противостоянии. Таковой можно
считать идею лидера Демократической партии Арама Саркисяна о создании новой
структуры при президенте Армении – антикризисного органа стратегического
планирования, который, возможно, также будет заниматься информационной
политикой. Однако подобная структура не должна дублировать уже существующие и
достаточно неплохо работающие ведомства.
Тема информационной политики государства достаточно
востребована и требует постоянного внимания. Остается надеяться, что она
все-таки полноценно попадет в поле зрения властей и Армения будет в состоянии
противостоять все новым и новым вызовам. Эдуард АВЕТЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.