Analitika.at.ua. Наверное, не ошибемся, если скажем, что предстоящая 25
июня в Казани встреча президентов Армении и Азербайджана при ставшем уже
традиционном посредничестве президента России отличается от предшествовавших в
аналогичном формате обсуждений азербайджано-карабахского конфликта тем, что она
вызвала чрезвычайно много откликов, комментариев и аналитических выкладок.
Естественно, такое обилие оценок и мнений порождает вполне
резонный вопрос: чем это обусловлено? Как мы ранее уже отмечали, своеобразным
катализатором интенсификации экспертно-политологических обобщений послужило
известное Довильское заявление глав государств-сопредседателей Минской группы
ОБСЕ, призвавших президентов Армении и Азербайджана завершить в Казани работу
над Основными принципами урегулирования.
Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что на
фоне вполне объективных и по большей части здравых рассуждений Азербайджан с
завидным постоянством демонстрирует характерную для него алогичность подходов и
прогнозов. Так, на днях президент Алиев в ходе визита в Словению вновь завел
набившую оскомину песню о территориальной целостности Азербайджана, как обычно,
игнорируя события минувших двадцати лет. По его словам, Довильское заявление
«воодушевляет и повышает надежды Азербайджана». Что же питает надежды Алиева?
Прежде всего, по Алиеву, изменение статус-кво и вывод армейских подразделений с
территорий, освобожденных карабахскими силами.
Объективности ради стоит заметить, что оптимизм
азербайджанского президента не разделяют даже в его ближайшем окружении. Примечательно,
что замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов не испытывает особого
оптимизма в преддверии предстоящей встречи в Казани. «Я не ожидаю подписания
там соглашения о базовых принципах», – сказал Араз Азимов в интервью Reuters.
Признаться, замминистра более близок к истине, чем его президент. Дело в том,
что энтузиазм Алиева всецело зиждется на иллюзии, что Армения будет вынуждена
пойти на односторонние уступки, в чем он и видит изменение статус-кво. Иными
словами, для Алиева измененный статус-кво – это, как минимум, вывод армянских
войск, и как максимум – Нагорный Карабах в пределах ныне не существующего
советского Азербайджана.
Очевидно, что последнего не может быть, потому что не может
быть никогда, о чем неоднократно заявляли обе армянские стороны. Особенно
Нагорный Карабах, который, независимо от существующих и возможно грядущих
принципов урегулирования, установил для себя и безоговорочно придерживается
единственно верного и отвечающего реалиям принципа – невозможность нахождения
Арцаха в составе Азербайджана.
Если договаривающиеся стороны примут как данность упомянутый
выше карабахский принцип, то, действительно, можно ожидать подписания в Казани
какого-либо документа, способного повысить действенность переговорного
процесса, который, чего греха таить, пока буксует. Конечно же, это, скорее
всего, благое пожелание, ибо риторика азербайджанских политиков и действия
азербайджанских военных на линии соприкосновения не отставляют места для того
самого «справедливого решения проблемы», о котором в той же Словении говорил
Алиев. Там же на совместной пресс-конференции с президентом Словении он
заметил, что предстоящую казанскую встречу следует «использовать как последний
шанс» для мирного урегулирования карабахского конфликта.
Трудно сегодня предугадать алиевскую мысль о «последнем
шансе». Памятуя о его прежних заявлениях до и после аналогичных трехсторонних
встреч – будь то в Майндорфе, Астане, Сочи, Довиле или где еще, – скорее всего,
можно заключить, что пущенный им в оборот тезис о последнем шансе есть не что
иное, как очередной шантаж не только обеих армянских сторон, но и посредников
от ОБСЕ, а в более широком смысле – и мирового сообщества. Расшифровать данный
тезис вовсе не сложно. И ранее им высказывались подобные, по сути дела, угрозы
об отказе от переговорного процесса и применении военной силы в случае, если
исход этих встреч не будет вписываться в азербайджанский сценарий.
Между тем, чтобы «последний шанс» для Алиева стал
реализуемым в плане подписания мирного соглашения, необходимо, чтобы он,
наконец, отказался от политики шантажа и несбыточных иллюзий, мешающих ему
трезво смотреть правде в глаза и признать сложившийся за годы конфликта порядок
вещей. А объективный порядок вещей в современной политической ситуации в
регионе – это независимая суверенная Нагорно-Карабахская Республика. И именно
она в соответствии с логикой переговорного процесса должна после согласования
базовых принципов принять участие в последующем этапе урегулирования, который
предполагает заключение всеми тремя сторонами окончательного мирного
соглашения. defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.