Analitika.at.ua. Каждый год 24 апреля мы вспоминаем армянскую резню,
вследствие которой один из древнейших очагов мировой цивилизации лишился
коренного хозяина. В последние советские десятилетия уже употреблялась
формулировка "Геноцид армян 1915 года". С восстановлением независимости
мы стали чаще говорить о "Геноциде армян 1915-1923 гг.". И это
понятно: отмена цензуры и формирование условий для более глубокого анализа
фактов позволили расширить хронологические рамки вопиющего преступления.
Однако уместно ли указывать какой-то конкретный временной
интервал этого вопиющего преступления, если пантюркистская идеология до сих пор
не расследована и не осуждена международным сообществом? В отличие от той же
нацистской.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ В НЮРНБЕРГЕ ОСУДИЛ ИМЕННО НАЦИСТСКУЮ
ИДЕОЛОГИЮ и подчинил этому заглавному приоритету всю имеющуюся документацию (о
концентрационных лагерях и крематориях, об умерщвлении мирного населения и т.
д.). В случае с Геноцидом армян смещены именно приоритеты: в лучшем случае
осуждается резня армян в годы Первой мировой войны, но никак не взрастившая эту
резню идеология (в большинстве случаев игнорируются факты существования
фильтрационных лагерей, планомерных медицинских экспериментов над армянами,
уничтожение культурного наследия армян и т.д.).
Кажется, что международное сообщество не имеет представления
о том, что сегодня в мире все еще существует не менее расистская, чем нацизм,
идеология и что именно эта идеология определяла и определяет характер многих
процессов и событий региональной жизни, в том числе таких, как Карабахская
война, резня армянского населения Сумгаита и Баку и т. д. Геноцид продолжается
до тех пор, пока взрастившая его идеология не стала предметом судебного
разбирательства. Однако пантюркизм не только не осуждается, он даже не фиксируется.
Более того, республиканская Турция сегодня не воспринимается
мировой общественностью в качестве наследницы Османской империи, при которой
пантюркизм и стал официальной идеологией. Принято считать, что крах Порты
констатировал и крах всех ее рецидивов, а осуждающая политика Мустафы Кемаля в
отношении младотурецких лидеров покончила и с пантюркистской идеологией. Но на
деле примкнувшее к новому турецкому лидеру военное крыло сплошь и рядом
состояло из пантюркистов, ориентированных на ликвидацию уже восточной части
исторической Армении как естественной преграды на пути слияния Турции и
тюркского государства Азербайджан. Помимо офицерских кадров вокруг Кемаля
сплачивались и виднейшие идеологи пантюркизма. В числе последних – салоникский
денме Моис Коен, известный под псевдонимом Текин Альп. В 1928г. в Стамбуле
вышел в свет сборник его статей под названием "Политика отуречивания"
– призыв к правительству окончательно отуречить всех жителей страны (восемью
годами позже он опубликует книгу "Кемализм", где подчеркнет, что идеи
тюркизма находятся в надежных руках).
На сторону Мустафы Кемаля перешел Сейфи-бей, который при
иттихадистах руководил справочным бюро армии и собственноручно готовил и
направлял на места секретный циркуляр об уничтожении армян. Показательно, что
он был приглашен возглавить дело о реабилитации бывших младотурецких
должностных лиц через суд посредством ссылки на соответствующие документы.
Тогда же активизировал деятельность вызволенный в 1921 г. из
мальтийской ссылки и реабилитированный Зия Гекальп – пантюркистский идеолог и
публицист. В 20-х годах вновь заявил о себе патриарх пантюркизма, волжский
татарин Юсуф Акчура, известный публикациями начала века.
В АВАНГАРДЕ ПАНТЮРКИСТСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СТОЯЛ, КОНЕЧНО, САМ
МУСТАФА КЕМАЛЬ. Однажды при посещении средиземноморской Аданы и примыкающих к
ней районов, где только весной 1909 г. пантюркистами было вырезано 30 тысяч
армян, он заявил: "На протяжении всей своей истории эта страна была
тюркской, она тюркская сейчас и навеки будет жить в качестве тюркской".
Показательно и следующее его заявление: "Никто не
должен ожидать от нас того, что мы не будем беспокоиться о судьбе нашего
народа, живущего за пределами наших границ. Нам дорога даже культура и язык
якутов – тюрок, которые живут за Байкалом, в тысячах километров от нас". В
сентябре 1918 г. Кемаль телеграфировал генералу Али Фуад-паше: "С армянами
начать благоприятную войну, с тем чтобы присоединить Азербайджан к
Турции".
В этой связи примечательно и заявление главы
азербайджанского правительства Фатали хана Хойского: "Азербайджан достиг
своей цели, наконец осуществился вековой идеал всех турок - объединения их под
знаменем султана. И с трепетом сердца ждут теперь турецкую армию, несущую им
освобождение, и татары Поволжья, и сарты Закаспия, и узбеки, и киргизы, и
хивинцы, и бухарцы. Да здравствует объединение всех тюрок!".
В октябре 1933 г. на праздновании десятилетия Турецкой
Республики Кемаль подчеркнул: "Однажды Россия потеряет контроль над
народами, которые сегодня держит крепко в руках. В тот самый момент Турция
должна знать, что ей делать. Надо готовиться. Мы должны вспомнить о своих
корнях и объединить нашу историю, волею судеб разделившую нас с нашими
братьями". В ноябре 1934 г. Кемаль был признан турецким парламентом
Ататюрком – отцом всех тюрок.
В 1941 г. в Берлине состоялось совещание пантюркистов,
принявшее решение использовать каждый удобный повод для объединения всех
тюркоязычных народов. В связи с возможным разгромом Советского Союза и его
последующим расчленением турецкие политические круги не скрывали ожиданий
относительно перспектив установления контроля над тюркскими регионами.
В начале Великой Отечественной войны турецкий генерал Хюсню
Эркелет, проявлявший большую заинтересованность в существовании азербайджанских
частей в составе Вермахта, опубликовал книгу "Что я видел на восточном
фронте?", в которой предрекал скорый развал СССР. Нури-паша предлагал
нацистам собственный план передела тюркских территорий, предусматривавший
создание турецких государств "Азербайджан", "Крым",
"Туркестан".
ТОГДА ЖЕ ТУРЕЦКИЙ ПРЕМЬЕР САРАДЖОГЛУ ОТКРЫТО ЗАЯВИЛ В
ПАРЛАМЕНТЕ: "Мы – пантюркисты". В июле 1941 г. пантюркистский
печатный орган "Боз гурт" в качестве приложения к статье
"Тюркизм ждет" опубликовал карту "Великого Турана", на
которой помимо самой Турции помещались Закавказье, Северный Кавказ, Крым,
Поволжье, Средняя Азия и часть Сибири. Тогда же состоялась встреча лидера
азербайджанских мусаватистов Мехтиева и германского посла в Турции фон Папена
по вопросу активизации деятельности мусаватистов в Азербайджане.
Можно привести еще массу примеров, указывающих на
преемственный характер пантюркизма. И это касается не только кемалистов.
Нынешний идеологический курс Анкары называют неоосманизмом. Глава турецкого МИД
Ахмет Давутоглу, выступая перед членами Партии справедливости и развития,
заявляет: "Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас
называют неоосманами. Да, мы новые османы. Обведите на карте вокруг Турции круг
диаметром 1000 км - в него попадут 20 стран".
И тем не менее международное сообщество все еще не фиксирует
наличия расистской идеологии, оно не склонно рассматривать ту же Карабахскую
войну сквозь призму пантюркистских приоритетов, оно предало забвению резню
армян в Сумгаите, Мараге, Баку, хотя все эти преступления – следствие
отсутствия позиции мировой общественности по пантюркизму.
В октябре 2009 г. в Нахиджеване состоялся IX саммит
тюркоязычных государств с участием глав Азербайджана, Турции, Казахстана,
Кыргызстана, а также высокопоставленных чиновников из ряда других тюркоязычных
стран. Показательна речь турецкого президента Абдуллы Гюля на этом саммите:
"Нахчыван является родным и дорогим как для Азербайджана, так и для
Турции. Граница между Азербайджаном и Турцией в Нахчыванском регионе физически
мала, но в политическом смысле значение границы протяженностью 10-12 километров
чрезвычайно велико. Эта наша граница является очень символическим переходом,
который географически соединяет Турцию с тюркскими республиками".
В своей речи азербайджанский президент Ильхам Алиев открыто
заявил: "Добро пожаловать в Азербайджан, на древнюю азербайджанскую землю
– Нахчыван! Это древняя азербайджанская земля, имеющая древнюю историю и
культуру. Наш народ столетиями жил и творил на этой прекрасной земле.
Расположенные в Нахчыване исторические и архитектурные памятники показывают,
как велик талант азербайджанского народа. Нахчыван является единственным
сопредельным с Турцией регионом Азербайджана. Отделение в свое время от
Азербайджана его исторической, исконной земли – Зангезурского региона – и
присоединение к Армении географически расчленило великий тюркский мир. То есть
деятельность тюркского мира как единой семьи, единой силы была приостановлена
на десятилетия. Сегодня между нами расположен Зангезурский регион – древний
азербайджанский край, находящийся сейчас в составе Армении".
В ОКТЯБРЕ 2005 г. МИР БЫЛ ВЗБУДОРАЖЕН ЗАЯВЛЕНИЕМ ИРАНСКОГО
президента Махмуда Ахмадинежада о том, что "Израиль должен быть стерт с
политической карты мира". Эту свою мысль он озвучил в ходе конференции
"Мир без сионизма" в Министерстве иностранных дел. Сама постановка
вопроса была настолько шокирующей, что некоторые страны "не поверили
собственным ушам".
"Если подобные комментарии действительно имели место,
мы осуждаем их со всей решительностью", - заявило тогда французское
внешнеполитическое ведомство. Схожую позицию занял Берлин: "Эти слова,
если они действительно прозвучали, абсолютно неприемлемы и должны быть осуждены
в самой жесткой форме".
Лондон и Вашингтон изначально не высказали сколь-нибудь
существенных сомнений на предмет достоверности обнародованного мировыми
агентствами сообщения. Министерство иностранных дел Великобритании назвало
слова президента Ирана "ужасающими и вызывающими глубокую тревогу", а
Госдепартамент констатировал: "США со всей серьезностью относятся к
заявлению, сделанному президентом Ирана. Эти высказывания усиливают наши
опасения в отношении ядерных намерений Тегерана".
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан "впал в ужас"
(официальное определение) от слов иранского президента и назвал категорически
недопустимым, "когда один член ООН выступает с угрозами войны в отношении
другого члена той же организации". Испанское и канадское внешнеполитические
ведомства также выразили резкий протест по поводу заявления, о чем официально
уведомили вызванных послов ИРИ. Тогда же Израиль предложил исключить Иран из
состава ООН.
Об этой истории мы вспомнили не случайно. Согласимся, что
именно международное осуждение нацистской идеологии и признание Холокоста стали
главным механизмом, обусловившим широкий резонанс на это событие. Но мировая
общественность, столь жестко отреагировавшая на выступление иранского
президента, почему-то безмолвствует в отдельно взятом армянском случае.
Замещение истории (армянского истребления) географией
(армянского сопротивления), иными словами - локализация исторического процесса
по ликвидации армянского пласта географическими координатами отдельного очага
сегодняшней напряженности в очередной раз выдергивает конфликт из породившей
его среды, не позволяет рассматривать вопрос в историческом разрезе и вставляет
карабахскую проблему в совершенно иной контекст банального территориального
спора.
А ведь еще в феврале 1999 г. – т.е. за целых шесть лет до
выступления иранского лидера азербайджанский президент Гейдар Алиев заявил на
встрече с историками: "Надо создавать такие произведения, чтобы они
постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель,
где ныне расположена Армения. Мы должны сделать это. Мы должны открыть дорогу
будущим поколениям".
Возможно ли при таком раскладе определять какие-то
конкретные хронологические рамки Геноцида армян? Геноцид продолжается до тех
пор, пока взрастившая его идеология не осуждена Международным трибуналом. Арис
КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.