Среда, 24.04.2024, 12:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июнь » 9 » В пробирке Сталина
В пробирке Сталина
13:44

Analitika.at.ua. Ровно 75 лет назад, в июне 1936г. был опубликован проект Конституции СССР, вошедшей в историю как "Сталинская". С этого времени на этнодемографической карте и появился новый термин "азербайджанец". В Армении этот факт до сих пор толкуется в контексте "антиармянской политики Сталина". Но это, конечно, не так. Думается, нам самим нужно разобраться в некоторых деталях.

 

В 1926г. в СССР была проведена первая Всесоюзная перепись населения, в списках которой исповедующие шиизм тюркские племена советского Азербайджана фигурировали под прежним, унаследованным от мусаватистов названием "тюрки". Это были обособленные тейпы с разным пониманием базовых ценностей, отстаивающие свои отдельные пастбища, отдельные шатры. Однако воспитанная в пантюркизме тюркская элита советской республики видела в лице нового турецкого лидера Мустафы Кемаля фактического преемника младотурецкой политики и усердно работала с населением кочевий.

 

Пантюркистов, многие из которых перевоплотились в коммунистов, вдохновляло новое официальное название титульной нации Турецкой Республики – "турки", заменившее прежний термин "османы". Идентичное звучание понятий нации и расы ("турок" - "тюрок") автоматически трансформировало национализм в расизм.

 

Это был период, когда советско-турецкие противоречия усугублялись, причем сам процесс сопровождался беспрецедентным размахом пропагандистской деятельности эмигрировавших из СССР азербайджанских пантюркистов. Достаточно отметить, что в 1927г. журнал "Новый Кавказ" опубликовал цикл материалов, предвещавших распад Советского Союза (16 апреля вышла статья "Преследование в Азербайджане", 15 июня – "Положение в Азербайджане", 1 июля – "Восстание в Азербайджане", 18 июля – "Россия в тупике", 31 июля – "Сосланные националисты", 15 сентября – "О мятеже в Ленкорани" и т.д.).

 

С 1 февраля 1928г. в Стамбуле начал выходить новый журнал "Азери-Тюрк", о миссии которого писал Расулзаде: "Это орган печати, который будет построен на новостях о тюрках… На страницах журнала все мы будем стараться показать политический фронт азербайджанских тюрок и вообще постараемся не обойти стороной проблемы ни одного тюркского народа. Самая основная цель журнала – пропаганда независимости". 1 марта 1929г. на берегах Босфора увидел свет и первый номер журнала "Страна огней", открыто призывавший советских мусульман к священной борьбе против России.

 

Неудивительно, что в 1929г. состоялось слушание "Бакинского дела", в ходе которого рассматривался вопрос "об активизации деятельности мусаватистов и иттихадистов" в советском Азербайджане, которые, по выражению Сталина, "в последнее время подняли голову". Тогда же в целях окончательного разрыва между азербайджанскими и турецкими тюрками он впервые использовал в отношении шиитов этой советской республики термин "азербайджанцы". Через несколько лет это словоупотребление станет официальным.

 

Сталинский эксперимент по конструированию новых социалистических наций приобретал особую актуальность на фоне усиления националистических настроений в Турции. Осенью 1934г. в соответствии с принятым "Законом о фамилиях" Кемаль был признан турецким парламентом "Ататюрком" – "Отцом тюрок". Это обстоятельство вступало в категорическое противоречие с социалистическим пониманием природы вещей, особенно с учетом того, что в большевистском интернациональном государстве был свой "отец", который к тому же являлся "отцом" не только тюркских, но и всех других советских народов.

 

В октябре 1933г. на праздновании десятилетия провозглашения Турецкой Республики Кемаль заявил: "Однажды Россия потеряет контроль над народами, которые сегодня держит крепко в руках. В тот момент Турция должна знать, что ей делать. В тот самый день, когда Россия падет, Турция станет для наших тюркских братьев страной, с которой они будут брать пример".

 

Естественно, это выступление не могло остаться без внимания советского руководства и послужило дополнительным импульсом в деле конструирования новой "азербайджанской нации" – со своей отдельной "национальной культурой", "национальными героями" и "национальными перспективами". Через два месяца после этого выступления первым секретарем большевистской партии Азербайджана был назначен Мирджафар Багиров, которого, кстати, Сталин недолюбливал. Однако Багиров призван был ответить турецкому "тюркизму" советским "азербайджанизмом".

 

Ввиду отсутствия азербайджанских культурных ценностей их пришлось придумывать. Именно в 30-е годы вымысел и мифология стали фундаментом азербайджанского прошлого, именно тогда и зачиналась "азербайджанская школа историографии". Великими "азербайджанцами прошлого" были названы классик персидской поэзии Низами, мятежник Бабек, многие другие исторические лица.

 

В самой Турции тюркизм набирал обороты. Понятие "турок" как официальное название граждан республики все реже и реже ограничивалось государственными границами этой страны. Более частыми становились выступления Кемаля о судьбе "наших братьев, которых еще цепко держат в руках". Показательно, что редактором официального органа правительства Кемаля, газеты "Хакимиет-и-миллие", был назначен вызволенный в 1921г. из мальтийской ссылки Ахмед-бек Агаев – один из организаторов резни армян в Баку 1905г, бывший советник Кавказской исламской армии Нури-паши. В кемалистской Турции он стал депутатом парламента от Карса.

 

Таким образом, возраставшая напряженность в отношениях между Москвой и Анкарой ускорила процесс конструирования "азербайджанской социалистической нации". Наглядным примером напряженности воспринимается и назначение в 1934г. советским послом в Турции Левона Караханяна (Лев Карахан). Если в начале 20-х Сталин настаивал на необходимости отстранения этого дипломата "от восточных дел" ввиду недоверия к нему турецких политиков, то спустя десятилетие он лично делегировал Карахана в турецкий стан. Новыми противоречиями отметился и московский визит министра народного хозяйства Турции в июле 1935г.

 

В апреле 1936г. турецкое правительство, рассчитывая на поддержку Англии, предложило странам – участницам Лозаннской конференции начать переговоры для заключения новой конвенции о черноморских проливах с перспективой предоставления нечерноморским державам права в любое время вводить в акваторию свои военные корабли. Острые дискуссии по этому вопросу развернулись в июне-июле на международной конференции в швейцарском Монтре с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Обсуждения выявили наличие турецко-британского сговора: Англия сама была заинтересована в вовлечении Анкары в орбиту своей средиземноморской политики и использовании ее военно-морских баз, что вызвало протест советской делегации.

 

Противоречия проявлялись и в других формах. В частности, 29 октября 1936г. Ататюрк в разговоре с Караханом упрекнул Сталина по поводу того, что тот "как вождь советского народа" не поздравил его лично, как "вождя турецкого народа", с тринадцатой годовщиной республики.

 

Параллельно в СССР шло формирование новой нации, открыто противопоставлявшейся турецкой. Именно тогда тюрко-татарские шиитские народы Закавказья и трансформировались в "азербайджанскую нацию". После упразднения ЗСФСР и принятия Конституции в 1936г. новая "азербайджанская нация" стала титульной, и начался процесс внедрения в ее массовое сознание "собственных исторических ценностей".

 

О политике противопоставления "азербайджанизма" тюркизму свидетельствует и характер созванного в феврале-марте 1937г. пленума ЦК ВКП(б), обвинившего Турцию в подстрекании тюркских народов СССР к борьбе против советской власти. Показательно, что под диктовку Сталина обвинительную речь зачитал Багиров: "Красной нитью в контрреволюционной агитации буржуазно-националистических элементов проходят следующие положения: 1. Восточные тюрко-татарские народы, проживающие в СССР, должны равняться на Турцию и следовать ее примеру. 2. Кемалистская Турция – единственное независимое свободное тюркское государство. Поэтому надо отделиться от СССР и образовать мощное тюрко-татарское государство под руководством Турции. По существу вся работа по созданию пантюркистских и панкемалистских настроений подчинена подготовке войны против СССР".

 

Тогда же Турция в числе стран "Балканского пакта" выступила против сотрудничества с СССР. К февралю 1938г. закрылись советские консульства в Измире, Карсе, Артвине, Эрзеруме, Трапезунде и турецкие – в Одессе, Ленинакане, Ереване и Баку.

 

В такой вот атмосфере и протекало рождение азербайджанской социалистической нации. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 634
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru