Analitika.at.ua. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о
техосмотре. Обязательный осмотр автомобилей теперь перешел из ведения МВД
коммерческим техцентрам, для новых автомобилей эта процедура отменена вовсе, а
страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) теперь можно получить
только после прохождения ТО.
Пока, в ближайшие два года, автомобилисты еще смогут
выбрать: проходить техосмотр или на действующих станциях ТО за 700 руб., или в
новых техцентрах. Как ожидается, плата в последних будет в два - три раза выше.
Законопроект о передаче функции техосмотра от ГИБДД
коммерческим структурам в первом чтении Госдума приняла еще в начале июля 2010
года. И только спустя год был согласован окончательный текст документа. В итоге
новый закон был принят 317-ю голосами против 59, один депутат воздержался.
Новые автомобили, прослужившие до трех лет с года выпуска,
проходить техосмотр теперь не будут. Если же машине от трех до семи лет, эту
процедуру придется проходить раз в два года. Но если автомобиль еще старше,
водитель обязан отдавать его на осмотр ежегодно. Каждые полгода проходить
техосмотр будут такси, автобусы и маршрутки - то есть те, кто занимается
перевозкой пассажиров.
Новый закон позволяет также не быть привязанным к региону
или муниципальному образованию: теперь автовладельцы смогут при прохождении ТО
обратиться в любой техцентр страны. Заключить договор ОСАГО теперь можно будет
только предъявив талон техосмотра. Проверять на дороге автоинспекторы будут
только наличие полиса страхования, ведь он станет свидетельством прохождения
ТО. А штраф за управление автомобилем, не прошедшим осмотр, сохранится только
для водителей такси, автобусов и маршруток.
По новым правилам проводить техосмотр будут специальные
операторы. Такие техцентры начнут появляться в стране с начала следующего года.
Российский союз автостраховщиков (РСА) займется их аккредитацией, а ее правила
установит Минэкономразвития.
Пока остановлен переходный период с 2012 по 2014 гг., когда
функционировать будут и старые и новые пункты техосмотра. На это время цены в
пунктах при ГИБДД останутся прежними, а коммерческие операторы за техосмотр по
"новым правилам" будут брать и плату по новым тарифам. Глава комитета
Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев уверен, что цены на техосмотр, вероятнее
всего, поднимутся. В новых центрах она составит 1,5 - 3 тыс. руб. вместо
нынешних 690 руб. (стоимость осмотра легкового автомобиля в Москве). После 2014
г. в стране останутся только коммерческие пункты ТО.
Чтобы цены на техосмотр не выросли слишком значительно, в
законе прописано, что предельные тарифы и методику их расчета будет
устанавливать Федеральная служба по тарифам. Это ведомство, например,
занимается и вопросами цен на железнодорожные билеты.
Новый закон предполагает и создание единой
автоматизированной информационной системы техосмотра, с помощью которой будет
вестись обязательный учет сведений о результатах проведения ТО. В документе
предусмотрен и механизм защиты автомобилистов от злоупотреблений. Например, на
любом этапе прохождения осмотра водитель сможет перейти в другой техцентр, если
заподозрит, что ему навязывают лишние услуги.
Законодатели впервые предусмотрели ответственность
техцентров и водителей за неисправности, которые стали причиной ДТП. В случае,
если страховой компании удастся доказать, что ТО был проведен халатно и это
стало причиной ДТП, то техцентр будет отвечать за такие нарушения.
Полной отмены техосмотра пока быть не может, снова
подтвердил Шишкарев. Но, как подчеркнул чиновник, если у человека есть
возможность покупать новый автомобиль раз в три года, то он полностью
освобождается от необходимости проходить ТО.
О возможной отмене техосмотра или введении моратория первым
заговорил президент Дмитрий Медведев. В конце апреля он заявил, что система
техосмотра "изжила себя напрочь", и предложил отменить ее или
максимально упростить. А на пресс-конференции 18 мая он заявил, что техосмотр
нужно вывести "из-под милиции и сделать максимально простым".
Например, по мнению президента, его можно совместить с техническим
обслуживанием и обязательным заключением договора ОСАГО. Таким образом эта
процедура станет достаточно формальной, считает Медведев. РИА
"Новости"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.