Analitika.at.ua. На всех этапах борьбы за воссоединение Нагорного Карабаха
с Арменией, а затем и процесса создания собственной государственности карабахцы
неуклонно следовали нормам закона – как действовавшего на то время
законодательства СССР, так и международного права. Не случайно политические
оппоненты Нагорного Карабаха так и не смогли до сих пор привести ни единого
аргумента в пользу неправомерности провозглашения НКР.
ВЗЯВ КУРС НА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА, руководство НКР начало предпринимать шаги по последовательному
развитию процесса государственного строительства и создавать государственные
институты на основе общепринятого принципа разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную ветви. Необходимость защиты молодой
республики императивно выдвинула на первый план также задачу создания
боеспособной армии как основного гаранта безопасности НКР и ее народа.
В целом за историю независимой государственности НКР в
республике четыре раза были проведены прямые всенародные выборы президента
(1996, 1997, 2002, 2007гг.) и пять раз - парламентские выборы. Все они
проходили в присутствии независимых международных наблюдателей, которые
неизменно давали выборам высокую оценку как с точки зрения организации, так и
процедуры голосования, отмечали их соответствие общепризнанным международным
нормам и принципам демократии. Помимо президентских и парламентских выборов в
НКР раз в три года проводятся выборы в органы местного самоуправления -
очередные пройдут как раз в нынешнем году.
Важнейшим шагом к дальнейшему укреплению государственности
Нагорно-Карабахской Республики стало принятие 10 декабря 2006 года на
всенародном референдуме Конституции НКР. Принятие Основного Закона стало
логическим завершением процесса провозглашения в 1991 году НКР и последовавшего
за этим 15-летнего периода государственного строительства. Приняв 2 сентября
1991 года Декларацию о провозглашении НКР и 6 января 1992 года – Декларацию о
государственной независимости республики, народ НКР фактически высказался за
строительство основ независимого демократического государства. Не случайно обе
декларации стали базисными документами и впоследствии легли в основу нынешней
Конституции.
ОБОБЩАЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ, МОЖНО КОНСТАТИРОВАТЬ, что Нагорно-Карабахская
Республика является де-факто состоявшимся независимым государством, прошедшим
через сложные процессы государственного строительства в тяжелых условиях
военной агрессии Азербайджана и продолжающейся внешней угрозы. В республике
созданы и эффективно функционируют дееспособные органы государственной власти и
управления, власть осуществляется народом посредством свободных выборов.
Альтернативы международному признанию НКР, доказавшей свою
состоятельность в условиях противостояния опасному противнику, нет. Позиция
карабахской стороны основана на юридической безупречности процедуры
провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. Современные тенденции
образования новых независимых государств, при котором превалирующую роль все
более играет основополагающее право на самоопределение народов, позволяют
надеяться, что и азербайджано-карабахский конфликт найдет свое разрешение в
контексте протекающих ныне процессов мироустройства. Леонид МАРТИРОСЯН, главный
редактор газеты "Азат Арцах". «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.