Analitika.at.ua. «Каким образом и какими средствами Баку получил место в
Совбезе ООН, сегодня уже не суть важно: давно пора привыкнуть к мысли о том,
что эта страна ради достижения своих целей использует все средства, не брезгуя
ничем и не считаясь ни с финансовыми затратами, ни с наносимым собственной
репутации ущербом от грязной закулисной возни», пишет заместитель главного
редактора газеты «Голос Армении», Марина Григорян.
«Не успели отгреметь первые фанфары азерпропа по поводу
"исторического успеха" азербайджанской дипломатии – избрания в
непостоянные члены Совета Безопасности ООН, как официальный Баку не преминул
открытым текстом заявить о своей главной цели в этой структуре. По словам заведующего
общественно-политическим отделом администрации президента АР Али Гасанова,
"Азербайджан, используя свое членство в Совете Безопасности, в первую
очередь получил возможность включения в повестку дня Совета Безопасности ООН
вопроса о нарушении своей территориальной целостности". И хотя бакинский
чиновник на всякий случай добавил дежурную фразу о "мире и
безопасности", в истинной цели отчаянного стремления Азербайджана попасть
в Совбез сомневаться действительно не приходится.
Надо признать, что официальный Баку вот уже почти два
десятка лет ведет последовательную работу в ООН. Эта настырность вкупе с
преступным бездействием армянской дипломатии почти сразу дала плоды в виде
четырех резолюций СБ, принятых в течение одного 1993 года. И, хотя к тому
времени мандат посредничества был уже возложен на ОБСЕ, Азербайджан не
прекращал активной работы в ООН, отлично понимая "преимущества" этой
организации для отстаивания собственных интересов в вопросе Арцаха. Вовсе не
случайно в рамках именно ООН Баку постоянно и целеустремленно выдвигает
различные инициативы, предлагает свои варианты решения проблемы и ведет
активную пропагандистскую работу, не считаясь с тем, что процесс урегулирования
проходит в рамках Минской группы ОБСЕ. Принятая в марте 2008 года Генассамблеей
азербайджанская резолюция стала очередным результатом этой деятельности, причем
достаточно весомым, поскольку позволяет ежегодно включать карабахский вопрос в
крайне невыгодной для Арцаха интерпретации в повестку дня ГА. Кроме того,
согласно процедуре, генсек ООН обязан выступать с ежегодным докладом на эту
тему. Место в Совбезе следует считать вполне логичным продолжением этой
политики.
Между тем для армянской дипломатии ООН продолжает оставаться
слабым звеном даже с учетом некоторой активизации постпредства. Армянская
сторона крайне редко выступала (если вообще выступала) с какой-либо инициативой
– пусть не политического (дабы демонстрировать приверженность формату ОБСЕ), но
гуманитарного характера, касающейся карабахского вопроса. В силу этого столь же
логичным продолжением нашей политики в ООН (если опять-таки о таковой можно
говорить) стал по сей день остающийся непонятным и необъясненным отказ Армении
баллотироваться в непостоянные члены СБ ООН, хотя, как неоднократно отмечалось,
наличие кандидатуры Армении в силу многолетней практики паритета автоматически
резко снижало шансы Азербайджана.
Каким образом и какими средствами Баку получил место в СБ,
сегодня уже не суть важно: давно пора привыкнуть к мысли о том, что эта страна
ради достижения своих целей использует все средства, не брезгуя ничем и не
считаясь ни с финансовыми затратами, ни с наносимым собственной репутации
ущербом от грязной закулисной возни. Более того, избрание государства, на
котором уже клеймо негде ставить из-за массовых и непрекращающихся нарушений
прав человека, непостоянным членом главного органа организации,
основополагающим документом которой является Всеобщая декларация прав человека,
безусловно, бьет по авторитету в первую очередь самой ООН. Уже не говоря о том,
что в Совет Безопасности допущено государство, осуществляющее многолетнюю
блокаду соседних стран, геноцидогенное государство-агрессор, на территории
которого в конце ХХ века были осуществлены многократные акты этнических чисток.
Наконец, избрав Азербайджан в СБ, мировое сообщество игнорировало факт
интенсивного вооружения этой страны и непрекращающихся угроз развязать в
регионе новую войну. Как все это стыкуется с главными целями Совбеза –
международным миром и безопасностью - и провозглашаемыми ООН общечеловеческими
ценностями, – вопросы из разряда "наив-политик".
Понятно, что главная причина того, что в Совбез ООН могут
попасть такие страны, как Пакистан и Азербайджан, заключается в действующих в
этой организации процедурах – кстати, во многом потому ООН столь привлекательна
для Баку. Тем не менее создается впечатление, что мировые державы совершенно
сознательно допустили непостоянное членство Азербайджана. С одной стороны, в
последнее время США и Европа в лице как общественных организаций, так и
официальных структур подвергают режим Алиева нещадной критике за установившуюся
в стране неприкрытую деспотию и нарушения демократических норм. В то же время,
не желая обижать нефтеносное государство, делают алиевскому режиму такие вот
подарки. В самом деле, особых полномочий у непостоянных членов вроде бы не
имеется и проблем грандам мировой политики – постоянным членам СБ Баку в этом
качестве вряд ли создаст. В то же время по крайней мере трое из этих постоянных
членов – сопредседатели Минской группы отлично сознают, для чего именно Алиев
пролез в Совбез. Но дальнейшее разворачивание антиармянской пропаганды,
каковое, несомненно, последует, и предоставляемые новым статусом новые
возможности должны в первую очередь волновать армянские государства, а не
посредников.
В этой связи несколько непонятны те утешительные
комментарии, которые прозвучали с армянской стороны. Да, Алиев использует свои
дипломатические достижения или то, что он считает таковыми, для внутренних
целей. Но это проблемы его и его народа. Да, сопредседатели Минской группы
имеют возможность ставить вето на любую азербайджанскую инициативу, если она не
стыкуется с их интересами. Но разве это должно нас успокаивать? Почему мы
постоянно возлагаем надежду на сопредседателей, вместо того чтобы попытаться
самим защищать свои интересы в той же ООН? Разве не может случиться так, что в
один прекрасный день интересы сопредседателей и Азербайджана совпадут – и что
тогда?
В любом случае ясно, что Азербайджан не станет терять ни
одного дня из тех двух лет, что проведет в Совбезе, и что все его усилия будут
направлены на то, чтобы выжать из своего непостоянного членства максимум выгоды
для себя в плане карабахского вопроса и антиармянской пропаганды. Столь же
ясно, что давно назрело изменение методов, стиля и темпов работы армянской дипломатии
в рамках ООН для того, чтобы попробовать свести почти неизбежный ущерб к
минимуму. Как бы ни относиться и ни критиковать Организацию Объединенных Наций,
она остается самой авторитетной межгосударственной структурой, с которой нужно
считаться и работать, в первую очередь в плане вовлечения НКР в ее орбиту,
используя все предоставляемые Уставом ООН возможности.
И это именно тот случай, когда оптимальной тактикой для
Армении должен стать известный принцип "лучшая защита – нападение"»,
- пишет Марина Григорян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.