Четверг, 25.04.2024, 19:43
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 8 » В Степанакерте появится современный аэропорт
В Степанакерте появится современный аэропорт
00:08

Analitika.at.ua. В бытность в 1960-70 гг. председателем исполкома НКАО, одной из моих первоочередных задач являлось сооружение Степанакертского аэропорта. Многочисленные просьбы руководства автономной области по различным причинам отклонялись властями Азербайджана.

 

В первую очередь потому, что местность, где предполагалось строительство, по их оценке, совершенно непригодна для аэропорта.

 

Как они утверждали, там даже посадка вертолетов опасна. Вторая причина заключалась в том, что недалеко от Степанакерта, на агдамской территории, действовал аэропорт, которым, по их мнению, было бы экономически целесообразнее пользоваться и нам, не вкладывая при этом больших инвестиций.

 

Как выяснилось впоследствии, была и третья причина: предлагаемая для аэропорта местность находилась на территории колхоза Ходжалу (в недалеком прошлом заселенном азербайджанцами). По-видимому, уж очень не хотелось им расставаться с этой землей.

 

Нам пришлось обратиться к работавшим в Управлении гражданской авиации при Совете министров Азербайджана высокопоставленным специалистам армянской национальности с тем, чтобы они составили и представили проектно-сметную документацию по сооружению аэропорта. Они охотно согласились, отметив лишь, что для этого потребуется согласие первого заместителя начальника Управления гражданской авиации Ильясова, лезгина по национальности.

 

Ильясова мы давно знали как очень способного, ответственного руководителя. Нам удалось получить его согласие.

 

Необходимые для строительства аэропорта документы в течение года были подготовлены армянскими специалистами и переданы областному исполкому. Учитывая, что руководство Азербайджана ни за что не разрешит сооружение аэропорта на государственные средства, мы решили сами приступить к строительным работам за счет внебюджетных остатков областного исполкома.

 

По вопросу строительства аэропорта в облисполкоме был создан штаб оперативного управления – под руководством председателя облисполкома. Решением штаба были мобилизованы бульдозеры, скреперы, экскаваторы, другая строительная техника областных управлений сельхозтехники и водного хозяйства, строительных организаций, дислоцированной в городе воинской части, и вместе с 25-30 механизаторами они были сосредоточены на стройплощадке аэропорта.

 

Строительные работы по поручению штаба координировал начальник областного управления дорожного строительства облисполкома Борис Авагимян. Руководителем отряда механизаторов был назначен известный механизатор, уроженец села Хндзристан, кавалер ордена Ленина Шабо Бегларян.

 

Согласно проекту, предстоял колоссальный объем земляных работ – надо было срыть большие и малые холмы для получения соответствующего уклона, потом выровнять землю. Механизаторы работали с большим энтузиазмом. С целью их поощрения по поручению штаба был предпринят ряд мер. Степгорторгу было поручено организовать для работающих в аэропорту механизаторов бесплатное питание за счет облисполкома, а администрации Степавтобазы – ежедневную бесплатную их перевозку рейсовыми автобусами из Степанакерта на стройплощадку и обратно.

Помню, когда поручение было отдано директору Степавтобазы Борису Дадамяну, он, будучи русскоязычным, сказал: «Есть, товарищ начальник. Ваше указание будет выполнено. Я дам задание и таксистам тоже».

 

- Что? Даже я как председатель облисполкома, депутат Верховного Совета СССР не имею права бесплатно ездить на такси. Почему Вы нарушаете порядок?

Он ответил:

- Извините, товарищ начальник, это уже не Ваше дело.

И действительно, каждое утро перед Степанакертской гостиницей стояли 5 такси – для перевозки механизаторов.

 

Распоряжением штаба председателям близлежащих к аэропорту колхозов, директору совхозтехникума села Баллуджа было поручено каждую субботу за счет своих хозяйств организовать пикники для механизаторов и при их непосредственном участии.

В целях повышения заинтересованности механизаторов мы создали специальный фонд для продажи им вне очереди легковых автомашин. Многие из них были награждены почетными грамотами облисполкома.

 

Благодаря неустанному труду механизаторов в 1972 г. земляные работы были завершены. В 1973 г. приступили к строительству взлетной полосы – «сердца» аэропорта. Мы пригласили армянских специалистов Управления гражданской авиации Азербайджана во главе с первым заместителем начальника управления Ильясовым. В первую очередь они выразили свое восхищение выполненной за столь короткий срок работой, заявив о готовности помочь в сооружении взлетной полосы. Ее строительство завершилось в конце 1973 г. Оставались незначительные асфальтные работы. Церемонию открытия решили провести в мае.

 

Наконец-то сбылась наша мечта – заиметь свой аэропорт, ставший в годы освободительной борьбы единственной «дорогой жизни», связывавшей осажденный Арцах с внешним миром...

 

Церемония открытия Степанакертского аэропорта состоялась в мае 1974 г., но без моего участия. В феврале того же года по распоряжению Гейдара Алиева первый секретарь обкома партии Борис Кеворков отстранил меня от должности председателя облисполкома – в связи с переходом на другую работу в Баку.

 

И самое удивительное, что на церемонии открытия Борис Кеворков, всего несколько месяцев проработавший в области и не принявший никакого участия в строительстве аэропорта, заявил, что оно осуществлено по личной инициативе и при непосредственном содействии первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана, многоуважаемого Гейдара Алиева.

 

Какое святотатство!..

 

Начиная с 1974 г. из нового Степанакертского аэропорта на самолетах ЯК-40 стали совершаться рейсы в Баку, Ереван, Минводы и т.д. Аэропорт прекратил свою работу через несколько лет после начала Арцахской освободительной борьбы.

Вспоминая о том, какой ценой и с какими трудностями, с каким общенародным энтузиазмом был построен и сдан в эксплуатацию аэропорт, я, откровенно говоря, преисполнился чувством гордости, узнав недавно, а точнее, 15 апреля с.г., о рабочем совещании у президента НКР Бако Саакяна, посвященном реконструкции Степанакертского аэропорта. В работе совещания участвовала приглашенная из Армении делегация в составе руководителей Главного управления гражданской авиации при правительстве РА, Ереванского государственного инженерного университета, Союза строителей РА. На совещании присутствовали премьер-министр НКР Ара Арутюнян, главы соответствующих ведомств.

 

Властям НКР были представлены четыре проекта строительства вертолетного комплекса Степанакертского аэропорта.

 

По словам декана архитектурно-строительного факультета Ереванского государственного инженерного университета Тиграна Барсегяна, к работам были подключены молодые, но опытные специалисты, архитекторы среднего поколения. Четыре проекта отличаются друг от друга своими архитектурно-стилевыми подходами, внешним видом, оригинальными решениями.

 

Почти во всех проектах одинаковые функциональные системы – административные и сервисные зоны, торговый салон, кафе и т.д. По словам Т.Барсегяна, у каждого проекта свои преимущества, и ему чрезвычайно трудно отдать предпочтение одному из них.

Президент Бако Саакян отметил, что будет отобран наиболее оптимальный, качественный и требующий меньших затрат проект. Что касается строительных работ, очевидно, они начнутся в следующем году. А до этого в скором времени начнутся геологические исследования и земляные работы. В настоящее время эти работы ведутся с большим размахом.

 

Надеемся, через два года у нас появится аэропорт, соответствующий международным стандартам.

 

Мушег Оганджанян

Источник: Де-факто

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 968
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru