Analitika.at.ua. В Турции в самом разгаре политические дебаты, которые
ужесточаются по мере приближения референдума 12 сентября по поправкам в
Конституцию страны. Напомним, что поправки предложены правящей партией
"Справедливости и развития" (ПРС) и были приняты Великим национальным
собранием Турции. Военные лишаются юридической неприкосновенности, теряют свое
привилегированное положение в стране. Радикальные изменения претерпит и система
судебной власти. Против конституционного референдума выступают основные
оппозиционные Народно-республиканская и Националистического Движения, а также
прокурдская партия "Мира и демократии", которые считают, что правящий
режим осуществляет "гражданский переворот".
Сейчас лидеры участвующих в референдуме политических партий
разъезжают по вилайетам страны, выступают до хрипоты на открытых митингах. В печатных
и электронных СМИ появляются самые необычные материалы, уличающие оппонентов в
самых различных государственных преступлениях. Так на днях появились сообщения
о том, что генштаб Турции начал служебное расследование по поводу связей
некоторых высокопоставленных офицеров с Курдской рабочей партией (РКК). Кроме
того, турецкая прокуратура заявила, что подозревает двух высокопоставленных
турецких офицеров "в предательстве интересов Турции".
Это - удар команды Гюль-Эрдоган по оппозиционным силам,
которые связаны с турецкой военной кастой. С другой стороны, оппозиционная
печать активно муссирует слухи о встречах лидера запрещенной Курдской рабочей
партии (КРП) Абдуллы Оджалана с представителями турецких властей, заявляет о
провале политики премьер-министр Эрдогана "демократическими средствами
решить курдскую проблему", что "могло бы привести к развалу
страны". В действиях турецких политических сил просматривается
определенная тактика. Например, правящая партия пытается расколоть лагерь
оппозиции, заручиться поддержкой националистов. "Я призываю турецких
националистов не следовать за Народно-республиканской партией (НРП) и
поддержать всенародный референдум по изменению Конституции. Пусть вспомнят наши
братья националисты, сколькие из них были арестованы и замучены в тюрьмах во
время военных переворотов. Мы этими реформами хотим закрыть черную страницу
нашей истории, чтобы наша страна процветала и стала одной из демократических
стран мира", - заявил, к примеру, в одном из своих интервью
премьер-министр Турции Эрдоган. В ответ лидер партии "Националистического
Движения" Девлет Бахчели рекомендовал главе правительства лучше вести
диалог " со своими американскими и европейским патронами, а также с
Курдской рабочей партией". В свою очередь, лидер основной оппозиционной
Народно-республиканской партии Кемаль Кылыджароглу призвал Европу
"обратить внимание на коррупцию, фальсификации, чиновничий беспредел в
стране", быть готовой "к восстановлению в Турции авторитарного
режима". В целом лидерам правящей партии так и не удалось объединить
общество на базе "общенациональной идеи борьбы с терроризмом". Эта -
самая главная политическая неудача правящего режима.
С 3 августа граждане Турции, проживающие за пределами страны
более 6 месяцев, получили доступ к избирательным урнам. В этой связи особый
интерес вызывают опубликованные на днях данные социологов. Выясняется, что
только около 45,2% турок - меньше половины населения - изъявляют готовность
принять вообще участие в голосовании на референдуме, из которых 44% намерены
высказаться "против". 10% электората не определились в отношении
референдума. Но это то самое "болото", которое способно решить исход
предстоящей политической схватки. Такое положение и подобный ход событий не
могут не настораживать правящий режим. Фактически это означает, что начавшаяся
с 2007 года пропагандистская кампания против военных, вылившаяся во внесение
поправок в Конституцию, терпит провал. В то же время самой неожиданной стороной
оборачивается для Анкары и политика в отношении решения курдского вопроса.
Непрекращающиеся столкновения турецкой армии с военизированными формированиями
курдов в юго-восточной части Турции, взрывы на нефтепроводах, по которым
транспортируется нефть из Ирака и Ирана, - выбивают у правительства из рук
почти все "козырные карты". Поэтому оппозиции удается переигрывать
правящий режим в трактовке одного из ключевых вопросов, с которым они связывают
само существование Турции в нынешних её границах - проблеме курдов.
В итоге правящая партия теряет подавляющее влияние в
турецком обществе и вступает в фазу многоэтапной, продолжительной политической
борьбы, от чего она за времена монопольного правления отвыкла. Поэтому можно
согласиться с мнением тех экспертов, которые считают, что от итогов
предстоящего референдума зависит устойчивость и самой правящей ПРС. В этой
связи премьер-министр Турции Реджеп Тейип Эрдоган уже сделал упреждающее
заявление о том, что референдум 12 сентября носит промежуточный характер,
поскольку изменения, вынесенные на референдум, "недостаточны". Предложено
после парламентских выборов 2011 года - в случае, если правящая партия наберет
достаточное количество мест в парламенте, - провести новую конституцию через
парламент. Однако многие турецкие аналитики не исключают, что Эрдоган может
решиться на досрочные парламентские выборы, чтобы не допустить возможного
раскола уже в своей партии. Еще в конце июля глава правительства обмолвился,
что партия, которую он возглавляет, готова покинуть правительство, "если
это покончит с терроризмом". Но дело не только в этом.
Кемаль Кылычдароглу усматривает главную опасность нынешнего
хода событий в стране в расколе общества. "От правительства, приведшего
общество к расколу, нужно избавляться!" - решительно заявил лидер
оппозиции. Но как бы то ни было, даже если правящей партии и удастся по итогам
референдума получить относительное большинство, становится все более очевидным
факт заката в Турции эры Гюля и Эрдогана и выхода на политическую сцены страны
новых сил. Станислав Тарасов, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.