Analitika.at.ua. В Мининфраструктуры обещают, что цена на топливо будет
подниматься поэтапно.
Мининфраструктуры «просит» водителей заплатить за хорошие
дороги, для чего собирается повысить цену бензина и дизтоплива, увеличив
акцизный сбор до среднеевропейского уровня. Собранные миллиарды пойдут на
строительство и ремонт автотрасс. О возможном подорожании нефтепродуктов заявил
министр инфраструктуры Владимир Козак, пояснив, что речь идет о поэтапном
росте, пока акциз не достигнет среднеевропейского уровня (466 евро/т бензина и
375 евро/т дизтоплива). Точные сроки и график роста разрабатываются,
планируется, что документы подадут в Кабмин до 20 апреля, но когда их
рассмотрят, неизвестно, уточнили нам в пресс-службе МИУ. Сейчас у нас акцизы
соответственно 198 евро/т, 46-98 евро (примерно, как в России, в Европе выше в
2-4 раза), поэтому, по подсчетам экспертов консалтинговой группы «А-95», только
за счет акциза цена топлива вырастет на 2,6-2,7 грн/л (примерно, копейка на
литр). То есть если сейчас литр А-95 стоит 11-11,30 грн, то он подорожает до
14,74 с учетом прибыли нефтетрейдеров! И это минимум, а один из крупных
нефтетрейдеров заявил, что с новыми правилами цены на заправках подскочат на 6-7
грн, или до 18 грн/л (заложили максимальную прибыль. – Авт.). По мнению
аналитика Александра Сиренко (UPECO), тогда потребление топлива упадет на 25%,
так как многие пересядут на общественный транспорт.
Пока вопросов больше, чем ответов, и главный – контроль за
поступлением и использованием акциза. По информации Кабмина, сейчас акциз от
горючки составляет 11 млрд грн в год, ожидается, что поступления на первом
этапе удвоятся, на втором – утроятся. Замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев
говорит, что рост акцизов на 1-1,5 грн возможен уже в этом году, но чтобы
деньги не пошли в общий котел бюджета и не были разворованы, надо разработать
четкий механизм их использования. Директор «А-95» Сергей Куюн опасается, что
станет больше контрабанды: «Чем выше акцизы, тем выше цена, подделывать топливо
станет еще выгоднее. Само правительство говорит, что 20% рынка бензина в тени.
Кабмину, в первую очередь, стоит навести порядок в области контроля качества
топлива. Если просто повышать налоги, «тень» увеличится, следовательно,
ожидаемого увеличения уплаты налогов не состоится». Еще один аспект – экономический,
ведь в цене любого товара топливо составляет около 5%, а в автоперевозках – до
60%. По подсчетам аналитика МЦПИ Александра Жолудя, например, буханка хлеба
подорожает примерно на пятак, а вот проезд в автобусе из Киева в Одессу – на
22-25 грн (сейчас 170 грн). segodnya.ua
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.