Главная » 2011»Август»11 » Ваграм Атанесян: Применим ли принцип территориальной целостности к Азербайджану?
Ваграм Атанесян: Применим ли принцип территориальной целостности к Азербайджану?
14:04
Analitika.at.ua. Отрадно, конечно, что армянские и азербайджанские эксперты,
общественные деятели «тренируются на чужом поле», как бы зондируя почву для «выращивания
добрососедства». Я имею в виду также некоторые «неординарные» по азербайджанским
меркам публикации Зардушта Ализаде. Что связывает Ализаде с Ваняном, так это
ярко выраженная «империафобия», под которой, конечно, подразумевается «Российская
империя». Дело в том, однако, что оба они, как бы того не замечая, предлагают
служить другой «империи» – империи «всеобщей демократии», где, как и в «российской»,
игнорируются принципы международного права и человеческой морали вообще, когда
дело доходит до их кровных интересов. Об этом заявил Analitika.at.ua председатель постоянной
комиссии Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики по внешним
сношениям Ваграм Атанесян, комментируя заявленияобщественного деятеля Георгия Ваняна о том, что
«Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана», и лишь после
этого станет возможным обсуждение всех других вопросов.
«По большому счету нет никакой разницы между призывами НАТО «соблюдать
права косоваров» и «принуждением Грузии к миру в целях спасения осетинского
народа от геноцида». И в Сербии, и в Грузии, конечно, существовала реальная
опасность геноцида косовских албанцев и юго-осетинцев. Однако верно и то, что
при сначала фактическом, а потом и юридическом расчленении Сербии и Грузии
страны НАТО и Россия преследовали свои национальные интересы. И если кто-то
приветствует независимость Косово, тот должен приветствовать также
независимость Южной Осетии и Абхазии. И даже обязан всеми способами бороться за
независимость Нагорного Карабаха, ПМР и т.д.
Турция, например, признала Косово как независимое
государство, однако не признает Абхазию, хотя с последней у нее налаживаются
определенные экономические отношения. Ровно так же Азербайджан официально не
признает Турецкую Республику Северного Кипра, но азербайджанские студенты
сотнями, если не тысячами обучаются в вузах этой непризнанной страны, а одно
время ходили слухи о том, что стороны налаживают прямое авиасообщение. Кто
знает, может, самолеты из Баку летят сначала в Турцию, а потом – в ТРСК?
Современный мир очень тесен. Это вам не 18-й век, когда французы
свергли монарха, а на другом конце света об этом узнали через полгода. И нет
никакой логики, когда европейские дипломаты говорят, что «Косово не может быть
прецедентом». А почему? На этот вопрос нет разумного ответа. Помнятся слова
французского сопредседателя МГ ОБСЕ о том, что, в отличие от Косово, в Нагорном
Карабахе нет «международного присутствия». Как будто сербы «челобитно» просили,
чтобы в своей стране было «международное присутствие». Всем известно, как это
«международное присутствие», извините за каламбур, присутствует в Косово. Точно
так же грузины не просили, чтобы Россия «принудила Грузию» и построила свои
военные базы в ЮО и Абхазии.
Ни одна страна не просит внешнего присутствия, если в этом нет
настоятельной необходимости. И любое присутствие против воли данной страны
является оккупацией. Турецкое присутствие на севере Кипра – тоже оккупация
части международно-признанной территории Кипрской Республики. И что? Турция
готова признать территориальную целостность страны-члена ЕС? Готова ли Анкара
отвести свои войска из Северного Кипра? Нет, конечно. Тогда какое право имеет
Турция требовать, чтобы «освобождались оккупированные азербайджанские районы
вместе с Нагорным Карабахом»? Азербайджан на словах осуждает любую оккупацию.
Однако что-то не припоминается, чтобы Баку осуждал оккупацию части Кипрской
Республики, Сербии, Грузии. А на совместной с премьер-министром Турции
пресс-конференции президент Азербайджана, отвечая на вопрос турецкого
журналиста о признании ТРСК, недвусмысленно намекнул, что «всему свое время».
То есть, вот «решим карабахский вопрос, тогда и признаем»? Разумеется.
В любом вопросе не должно быть двойного толкования.
Международное право гласит следующее: «Каждое государство должно воздерживаться
от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального
единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
В то же время оговаривается, что «в действиях государств ничто не должно
истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели
бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности
или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в
своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Цитата из «Декларации о принципах международного права»,
принятой ГА ООН. Лучшего толкования принципа уважения территориальной
целостности, кажется, трудно найти. А из этого следует, что «территориальная
целостность или политическое единство суверенного и независимого государства»
уважается в том случае, если оно «соблюдает в своих действиях принцип
равноправия и самоопределения народов».
Уважало ли азербайджанское независимое и суверенное
государство принцип равноправия и самоопределения народов? Нет, не уважал.
Достаточно сказать, что одним из первых правовых актов провозгласившего
независимость и суверенитет азербайджанского государства был закон «Об
упразднении автономного статуса Нагорного Карабаха» от 24 ноября 1991 года. О
других, противоречащих вышеуказанному толкованию принципа уважения
территориальной целостности, действиях азербайджанского государства можно и не
упоминать.
После всего сказанного зададимся вопросом: применим ли
принцип территориальной целостности к Азербайджану? Вопрос адресован Георгию
Ваняну - апологету азербайджанской пропаганды. Ждем ответа», завершил Ваграм
Атанесян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.