Главная » 2011»Август»13 » Ваграм Атанесян: Рагим Гумбатов вызывает "огонь на себя"
Ваграм Атанесян: Рагим Гумбатов вызывает "огонь на себя"
17:08
Analitika.at.ua. Представляем
статью председателя постоянной комиссии Национального собрания
Нагорно-Карабахской Республики по внешним сношениям Ваграма Атанесяна.
Азербайджанский автор Рагим Гумбатов в полемике по истории
"Карабахского ханства” делает "небольшое отступление” и цитирует из труда Раффи
"Меликства Хамсы” следующее: "Предки всех меликов Карабаха носили титул
"юзбаши” и добавляет: "Отметим, что "юзбаши” – слово тюркское… Также отметим,
что если все предки меликов носили тюркский титул, это, согласно элементарной
логике, означает одно – предкам меликов присваивали это "звание” тюрки”.
Ничего не попишешь – "логика” сногсшибательная. Всем
известно, что слово "хан”- монгольское. И что? "Хан Карабаха” был монголом? Или
же монголы присваивали ему это "звание”? В современной азербайджанской армии
офицеры носят воинские звания "полковника”, "лейтенант-полковника”. Эти слова
не имеют никакого отношения к тюркскому языку, однако от этого офицеры
азербайджанской армии не перестают быть тюрками или азери-тюрками. Главное в
приведенной Гумбатовым цитате то, что еще до меликов Хамсы Карабахом правили их
предки - армяне, состоявшие на службе у Персии. Таким образом, Гумбатов
развенчивает миф официальной азербайджанской пропаганды о том, "что до 1828
года в Карабахе армян не было”. А как быть с тезисом президента Ильхама Алиева
о том, что "в Карабахе армяне гости”, если Гумбатов, своевольно трактуя слова
Раффи, все же приходит к выводу, что носившие титул "юзбаши” предки меликов
Хамсы были армянами? Ох, как жалко мне моего оппонента! Как хочется сказать
ему: ”Не вызывай огонь на себя”.
Но пойдем дальше. Гумбатов пишет: "Интересно, но факт, что
ни в одном веке с первого до двадцать первого ни один армянский, русский,
французский, немецкий и далее по списку, автор, ученый не знали и не знают
такую страну, как Армения, в составе которой «находился Карабах». Так ли на
самом деле?Посмотрим: "За Берда”а и
Шамкуром народ из племени армян. Путь из Берда”а в Дабиль идет по землям армян,
и все эти города в царстве Санбата, сына Ашута”, – пишет арабский историк 10
века Истахри. Напомним также, что упомянутого царя арабы именовали "Сахл ибн
Сунбат ал-Армани”. Надеюсь, Гумбатов понимает смысл словосочетания "ал-Армани”.
А вот свидетельства побывавшего первым в Карабахе европейца:
"По смерти Тамерлана попал к сыну его, владевшему двумя королевствами в
Армении. Этот сын, по имени Хах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой
равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает Кур…
и возле берегов сей собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в
Армении, тем не менее, она принадлежит язычникам. В деревнях проживают также
все армяне, однако они принуждены платить дань язычникам”. Так пишет Иоганн
Шильтбергер, автор 15 века.
Что касается русских авторов, то приведем мнение Потто:
"Среди обломков некогда великого армянского царства Карабах, принадлежавший
персиянам, один сохранил у себя, как памятники минувшего величия, те родовые
уделы армянских меликов, которые занимали собой все пространство от Аракса до
реки Курак, верстах в 20-ти от Ганджи, нынешнего Елизаветполя. В Арцахе, или в
Нижнем Карабахе, эти родовые уделы были: Дизак, Варанда, Хачен, Чароперт и Гюлистан,
собственно и составлявшие Карабахское владение, как о том упоминают старинные
русские акты. Горная часть Карабаха, Сюник или Зангезур, заключала в себе
только одно значительное меликство – Каштахское, окруженное землями других
более мелких армянских владений, а часть, прилегавшая к самому Араксу, по
преимуществу была населена татарскими кочевниками. Среди разрушения и общего
погрома армянского царства владетели этих уделов, мелики, одни сумели сохранить
за собой старинные наследственные права и даже удержать в стране почти до
самого начала XIX века тот политической строй, который сложился здесь со времен
персидских царей Сефевидов. Как вассалы Персии, они утверждались в своих
наследственных правах персидскими шахами и платили им дань, но зато сохранили
политическую самостоятельность во внутреннем управлении своими землями, имели
свой суд и расправу, свои укрепленные замки и даже собственные дружины, которые
охраняли край от лезгин и турок”.
Касаясь темы "муганского курултая”, Гумбатов умозаключает,
что "Надир шах был политиком, и, как известно, чтобы получить больше голосов на
выборах, политики все, что хочешь наговорят и наобещают”. Обратите внимание,
что Гумбатов здесь оппонирует моему утверждению о том, что именно с этого
"повеления”, то есть с того, как Надир шах вывел Хамса из подчинения
Гянджинского бегларбекства, берет начало территориально- правовая субъектность
Карабаха. Странно, но факт, что Гумбатов рассуждает так, как будто Надир-кули
хан созвал этот "курултай” с тем, чтобы "выборщики избрали его шахом и дабы
получить больше голосов, наобещал лишнего”. То есть, говоря современным языком,
грозный Надир-кули, до этого разбивший огромное турецкое войско под Ереваном,
"так нуждался в голосах 5 армянских меликов Хамсы, что подкупил их пустыми политическими
обещаниями, не имеющими под собой реально ничего”?.
Обратим внимание еще и на то, что прежде чем "винить” Надира
в политиканстве, Гумбатов вообще сомневался в участии армянских меликов на
"курултае”. Где тогда логика: как в одно время шутливо пел Рашид Бейбудов -
"если это кошка, то где плов, если это плов, то где кошка”? То есть, если
меликов Хамсы не было среди "выборщиков”, как мог "политик” Надир "наговорить
лишнее”, а если все же они присутствовали на "курултае”, то тогда получается,
что прав я, утверждая, что они были приглашены туда как равноправные с ханами и
другими знатными персидскими вассалами и получали "автономию в составе Персии”,
что означает одно: с того "повелительного” акта и берет начало правосубъектность
Карабаха. Доводы Гумбатова алогичны еще и потому, что если Надир был "политиком
и вел предвыборную агиткампанию”, то зачем тогда он лишил Гянджинских ханов
права управлять Карабахом и некоторыми другими территориями? Ведь они,
несомненно, в персидском государстве имели намного большее влияние и
сторонников, чем мелики Хамсы.
Далее Гумбатов пишет, что если вопрос престолонаследия
Персии решался на "муганском курултае”, если "выборщиками были Гянджинские и
другие ханы”, значит "судьбу Ирана решали азербайджанцы”. Не знаю, как Гумбатов
понимает историю вообще и данный вопрос в частности, однако факт, что
"азербайджанские ханы” и другие были приглашены на "курултай” Надир-кули ханом
и что перед всеми он сам провозгласил себя шахом Ирана, говорит о том, что все
"приглашенные” были в роли безмолвных зрителей. Кроме одного – католикоса всея
Армении и всех армян, которого Надир-кули удостоил чести произнести
напутственную речь и благословить свой меч и шахскую мантию. Однако это вовсе
не означает, что в 1736 году "судьбу Ирана решали армяне”.
Гумбатову кажется "забавным” момент в моей статье, где речь
идет о том, как Панаха лишили "должности”. Он пишет, что "в приведенной части
статьи карабахского депутата связь и логика не присутствуют, как можно
"сказать, что Керим-хан лишил Панаха всяких прав и почестей”, если сына его
усадили в ханское кресло, самого пригласили поехать с ним в Шираз”. Но,
помилуйте, люди добрые, если вместо живого, здравствующего человека на его
"должность” назначают другого, пусть его сына, не лишают ли его тем самым
всяких прав и почестей? Отстранение Панаха от "должности хана Карабахского”
может означать лишь одно: фактический правитель Персии Керим-хан ему больше не
доверял. И то, что спустя некоторое время он "умер своей смертью” в Ширазе –
тому косвенное подтверждение. Если Гумбатов знаком с трудом Раффи, то он,
наверное, знает, как армянский автор описывал смерть Панаха.
Гумбатов пишет, будто "даже после смерти Атанесян не
оставляет в покое Панах хана”. Что он имеет против меня в данном случае?
Оказывается, его задели следующие мои строки: ”Факт, что "его останки были
похоронены в Агдаме”, а не в Шуши в "его столице”, говорит сам за себя: в Шуши
Панах-хан не имел собственной земли, так как Варандинское меликство, на
территории которого "Панах- хан начал строить Шуши” было христианским,
армянским и там, естественно, не нашлось места для погребения тела мусульманина
Панаха”. Гумбатов оппонирует: "Во-первых, сказали же, "похоронен в собственной
усадьбе””. Да, сказано, но тут же добавлено – "в местечке, именуемой ныне
Агдам”. Так пишет азербайджанский автор 19 века. Значит, во времена Панаха "его
собственная усадьба” еще не имела наименования. Во-вторых, я же не отрицаю, что
"Панах был похоронен в собственной усадьбе”. Я всего лишь констатирую факт, что
останки хана Карабаха были похоронены не в Шуши. И все. А то, что " у Панах
хана могло быть такое завещание или пожелание”, как фантазирует Гумбатов, то
это его право. От этого суть вопроса никак не меняется. Даже наоборот: как
известно, люди в большинстве случаев желают быть похороненными на родной им
земле. Значит, по версии Гумбатова, Панах считал родной для себя "агдамскую”
землю. Хотя, если верить Раффи, "собственную усадьбу” Панах купил у Хаченского
мелика.
Что касается "мощного государства, построенного Панахом, о котором
даже Википедия с ее недружественным интерфейсом к азербайджанцам пишет ”при нем
к Карабаху был присоединен Зангезур и поставлены в зависимости ханы Гянджи,
Нахичевани, Эривани и Ардебиля, а также ликвидировано самоуправление армянских
меликов Карабаха”, то, во-первых, в Википедии так сказано не о Панахе, а об
Ибрагим "хане”, во-вторых, в своих комментариях к тексту первоисточника,
которого цитирует Википедия, даже академик Зия Буниадов был вынужден сказать,
что тут «автор явно преувеличивает”, в-третьих, ни при Панахе, ни при Ибрагиме
самоуправление армянских меликов не было ликвидировано. И наконец, Гумбатов
просто напрашивается на жалость, когда, не находя другого аргумента, пишет, что
неимение собственной земли в Шуши это "лишнее доказательство демократичности
Панах хана, не "приватизировавшего” для себя кусочек города, которого сам и
построил”.
Ну что ж, со своей стороны я тоже выражаю признательность
Рагиму Гумбатову, благодаря которому были выявлены все несуразицы
азербайджанской пропаганды об "исконно тюркском Карабахе”. Надеюсь, что ему
придется "держать оборону” еще долго. Но не на полях "интернет-войны” с нами, а
– с апологетами "историографической концепции” Зии Буниятова, козырные карты
которого так бездарно транжирил Рагим Гумбатов.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.