Analitika.at.ua. Англоязычные СМИ комментируют сегодня сообщения о ходовых
испытаниях первого китайского авианосца, созданного на базе советского тяжелого
авианесущего крейсера "Варяг", который был приобретен китайской
компанией за бесценок у Украины в 1998 году.
Военный корабль бывшей супердержавы, который изначально
предполагалось переоборудовать в плавучее казино в Макао, был вместо этого
перевезен в китайский порт Далянь, "где его постепенно переделали в первый
авианосец будущей супердержавы", пишет Остин Рэмзи в журнале Time.
"Теперь бывший "Варяг" вызывает тревогу в
мире. Рассказы о казино откинуты в сторону, ныне на этот корабль делается
значительно большая ставка: он будет демонстрировать китайскую военную мощь в
международных водах", - отмечает автор.
Спуск "Варяга" на воду произошел в знаковый
момент, продолжает автор статьи под названием "Беспокойные воды. Почему
китайские ВМС нервируют Азию". Вооруженные силы Китая модернизируются -
военные расходы увеличились с 2000 года на 15%, и после десятилетнего
заигрывания в Восточной и Юго-Восточной Азии Пекин стал занимать более
агрессивную позицию по территориальным вопросам. Ужесточение его подхода
обусловлено несколькими факторами, в числе которых сомнения, не содержат ли
спорные воды ценные энергетические ресурсы, стремление бросить вызов влиянию
США в регионе, а также влияние национализма и страх продемонстрировать слабость
в преддверии перехода власти в следующем году. "Настроения Китая явно
становятся более решительными по своей сути", - отмечает Клив Шофилд,
директор по исследованиям Австралийского национального центра ресурсов океана и
безопасности при Университете Вуллонгонга.
"На данным момент никаких особо воинственных настроений
в Даляне, где бывший "Варяг" стоит на верфи вблизи магазина Ikea и
нового Sam's Club, не чувствуется. Но есть ощущение, что самая населенная в
мире страна готовится обрести собственную позицию в международных водах.
Местные жители вспоминают, как судно прибыло на буксире почти десятилетие
назад, - это была ржавая посудина, едва ли способная превратиться в военный
корабль. "Это была груда металлолома, не нужная даже Украине, - утверждает
рабочий с близлежащей стройки. - Для страны с населением 1,3 млрд человек этого
явно недостаточно. Нам нужно гораздо больше". Именно эта мысль, а не сам
по себе авианосец, заставляет нервничать весь остальной мир", - заключает
Time.
Газета The Guardian в редакционной статье, озаглавленной
"Первый китайский авианосец: из России с любовью", отмечает, что
корабль "не изменит баланса морских сил в Южно-Китайском море". Но
издание отмечает, что "в качестве знака будущих намерений
модернизированный авианосец важен как для непосредственных соседей Китая -
Японии и Вьетнама, к которым у него имеется ряд территориальных претензий, так
и для других морских держав - США и Индии. Китай планирует наперед, и он
запланировал военно-морскую стратегию расширения в восточном направлении в
течение следующих 30 лет.
"Китайские аналитики утверждают, что Китай уже является
морской державой и ему нужны соответствующие силы, как у США или Британской
империи. Но именно это и является проблемой. И это способствуют гонке
вооружений в регионе", - подчеркивает издание.
Между тем газета Financial Times в статье "Первый
китайский авианосец выходит в море" отмечает: несмотря на то, что первый
спуск корабля на воду вызвал безграничную радость китайских патриотов,
военно-морским силам страны понадобятся годы, чтобы освоить навыки, необходимые
для управления им.
"Китай решил часть наиболее фундаментальных физических
вопросов, касающихся запуска и приземления самолетов с небольшого передвижного
аэродрома, но процесс остается весьма сложным", - написал в среду Эндрю
Эриксон, эксперт по Китаю из Военно-морского колледжа США.
Отставной контр-адмирал ВМС Народно-освободительной армии
Китая Инь Чжо заявил в эфире государственного телевидения, что тренировка
пилотов для осуществления операций с авианосца может занять до четырех лет.
В то же время "стратегические и технические изыскания
китайских военных специалистов свидетельствуют о том, что Пекин намерен строить
новые авианосцы", признает автор статьи Кэтрин Хилл. "Некоторые
американские аналитики полагают, что на верфи на острове Чансин близ Шанхая уже
начались такие работы и что ВМС Китая, которые нередко недооценивались в
прошлом, могут получить один или два авианосца к 2020 году", - говорится в
статье. InoPressa.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.