Analitika.at.ua. Предложение премьер-министра Турции
Президенту Армении встретиться в Вашингтоне в рамках визита, на первый взгляд,
вполне естественно. По здравой логике, руководителям государств, стремящихся
наладить отношения, есть о чем поговорить. Так и можно было бы воспринять
предложение Эрдогана, если бы за прошедшие с момента подписания в Цюрихе
армяно-турецких протоколов месяцы он не наговорил в адрес Армении и армянского
народа всего того, что вызвало естественное возмущение не только армянской, но
и даже части турецкой общественности, не говоря уже о мировой.
Не думается, что за последние несколько дней мнение
турецкого премьера о Геноциде армян и его намерение выслать из Турции
проживающих там (неважно, нелегально или полулегально) лиц армянской
национальности претерпели кардинальные изменения. Тогда зачем нужна Эрдогану
встреча с Саргсяном?
По словам главы МИД Армении, предложение Эрдогана,
переданное в среду Президенту Армении спецпосланником главы правительства
Турции, первым замминистра иностранных дел Фирудином Синирлиоглу, не содержит
ранее появившихся в турецкой прессе мессиджей. Т.е. Эрдоган не будет говорить о
том, что "процессу урегулирования армяно-турецких отношений нужны сильная воля
руководителей обеих сторон”, что "для ратификации протоколов необходимо
остановить деятельность Диаспоры”, а также "вместе обговорить Минский процесс”.
Сильно сомнительно, но допустим, так оно есть. Тогда о чем Эрдоган планирует
беседовать с главой Армении? Скорее всего, попытается заверить главу Армении в
искренности Анкары в деле нормализации армяно-турецких отношений и просить с
пониманием отнестись к сложной внутриполитической ситуации в Турции и ее
проблемам с Азербайджаном с тем, чтобы выиграть время и возможность продолжать
имитацию налаживания диалога с Ереваном. Во-вторых, вряд ли турецкий премьер
откажется от возможности в ходе встречи с Президентом США (официально таковая
не планируется, но, по некоторым сообщениям, она состоится и будет носить
неофициальный характер) убедить Барака Обаму в том, что "Турция не может
отказаться от Азербайджана”, и попросить его "оказать давление на Армению,
чтобы она приняла Мадридские принципы по карабахскому урегулированию”. В этом
Анкара видит миссию Вашингтона в деле стабилизации ситуации на Кавказе.
Между тем, пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс в ходе
пресс-конференции, посвященной предстоящему саммиту по глобальной ядерной
безопасности, заявил о стремлении Вашингтона улучшить отношения с Арменией.
Отвечая журналисту, попытавшемуся уточнить темы двусторонних переговоров,
которые состоятся в рамках саммита, Гиббс отметил, что будут обсуждаться самые
разные вопросы, например, вопрос наращивания вооружений, военного
сотрудничества и прочее. "На ум мне пришла Армения. Мы хотим улучшить отношения
с этой страной, так что есть целая группа вопросов, которые следует обсудить,
но надо заметить, что самый главный вопрос - ядерная безопасность”, - сказал
он.
Фраза Гиббса больше походит на загадку. Может ли стремление
США улучшить отношения с Арменией вылиться в давление на Ереван по вопросу
Нагорного Карабаха с тем, чтобы облегчить Анкаре ратификацию армяно-турецких
договоров? А может, планируется надавить не на Ереван, а на Анкару, чтобы
заставить ее ратифицировать протоколы без каких-либо предусловий? Тогда почему
в официальной повестке двусторонних встреч президента США нет имени турецкого
премьера? Почему в контексте самого главного вопроса саммита - обеспечения
ядерной безопасности - на ум пресс-секрератаря Белого дома пришла именно
Армения, которая, как известно, не входит в круг стран, обладающих ядерным
оружием? Почему все это происходит в преддверии подписания между США и Россией
соглашения по стратегическим наступательным вооружениям и после обнародования
Вашингтоном новой ядерной доктрины США, по которой Штаты отказываются от
применения ядерного оружия в случае конфликта с неядерными странами, которые
выполняют международные соглашения о нераспространении оружия массового
поражения (ОМУ)?
Понятно, что оговорка о странах, соблюдающих международные
соглашения о нераспространении ОМУ, касается, в первую очередь, Ирана и
Северной Кореи. И в этом контексте нелишне вспомнить недавнее заявление бывшего
члена Совета безопасности при Белом доме, главы Комитета по иранской политике в
Вашингтоне Раймонда Тантера о том, что в скором времени Баку придется сделать
геополитический выбор между США, Россией и Ираном. По его словам, в настоящее
время Азербайджан может оставаться военным союзником США и близким соседом
Ирана. Однако в контексте последних договоренностей Москвы и Вашингтона о
ракетной обороне и возможных атаках на иранские ядерные объекты Баку придется выбирать.
Тем более, что эти договоренности могут подключить к использованию в системе
ПРО Габалинскую РЛС в Азербайджане.
"Азербайджану лучше сотрудничать в этом вопросе с США и
Россией, нежели попадать под влияние Ирана, который стремится экспортировать в
Азербайджан исламскую революцию”, - заявил Тантер.
Слова Тантера являются подтверждением того, что на Южном
Кавказе между США и Россией продолжается борьба, от хода, а тем паче от исхода
которой зависит будущий геополитический облик не только нашего региона.
Восстание в Киргизии, где американцы на фоне недовольства Москвы используют
аэропорт "Манас” как военную базу, - тому подтверждение. Судя по всему, перед
фактом выбора поставлена и Киргизия, и все страны Центральной Азии.
А на Южном Кавказе проблема Нагорного Карабаха остается
одним из рычагов влияния мировых держав как на Армению, так и на Азербайджана.
Однако тут первостепенной является все же проблема Ирана, для сдерживания
ядерных амбиций которого США не только пытаются добиться применения жестких
санкций, но и стремятся разместить в регионе элементы ПРО, в связи с чем время
от времени в прессе появлялись сообщения о возможности их установления в
Турции. Но Анкара, активно претендующая на роль регионального миротворца, пошла
на налаживание отношений с Тегераном и настаивает на необходимости разрешения
иранской ядерной проблемы исключительно мирным путем. А США заявили о намерении
вывезти свои ядерные боеголовки, в первую очередь, с территории Турции и из
стран - партнеров по НАТО в Европе.
Какую роль во всей этой Большой геополитической игре будет
играть Армения с ее дружественными отношениями и активным экономическим
сотрудничеством с Ираном? Как в контекст этих процессов вписывается
нормализация армяно-турецких отношений и разблокирование границы между двумя
странами? Перед каким выбором могут поставить нас? И можно ли считать
случайностью факт активизации именно в эти дни армянской оппозиции в лице
Армянского Национального Конгресса?
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.