Analitika.at.ua. Со 2 по 4 октября в Вене прошла международная
конференция, посвященная проблемам изучения истории и теории монодии, то есть
одноголосной музыки, главенствовавшей в профессиональном творчестве начиная с
первых веков христианства до внедрения полифонии (многоголосия) в Западной
Европе в X-XIвв.
КОНФЕРЕНЦИЯ, КОТОРУЮ ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ВЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ИЗУЧЕНИЯ МОНОДИИ, проходит раз в два года, собирая музыковедов-медиевистов и
фольклористов из разных стран.
Отметим, что общество было создано в 2000 году известным
болгарским фольклористом и медиевистом, музыковедом Божидаром Карастояновым,
который вот уже десять лет проживает в Вене. Несмотря на преклонный возраст,
ученый продолжает интенсивно работать, углубляя и разрабатывая выдвинутые им
теории и идеи, часть которых нашла широкий отклик среди коллег-музыковедов в
ряде стран Европы и республик бывшего Советского Союза.
В настоящее время общество по изучению монодии возглавляет
дочь Божидара Петровича, также музыковед-медиевист, доктор, магистр Мария
Пишлегер-Карастоянова, являющаяся выпускницей Венского университета и ученицей
известного ученого-византиниста, слависта и кавказоведа доктора, профессора
Кристиана Ханника, неоднократно бывавшего в Армении и участвовавшего в ряде
больших международных арменоведческих симпозиумов и конференций.
На этот раз в конференции приняли участие 34 ученых из 13
стран - Австрии, Германии, России, Украины, Молдавии, Румынии, Словакии,
Сербии, Польши, Грузии и Армении. Заседания проходили в самом центре Вены, в
исторической части города, в монастыре Шоттенстифт, основанным в XII веке, в
конференц-зале духовной семинарии Бенедиктус-хауз, на площади Фраюнг.
Тематика конференции охватывала широкий круг вопросов
истории, теории и эстетики духовной музыки, в частности, невмологии, а также
певческой практики прошлого и настоящего как профессионального, так и народного
творчества, отличаясь высоким научными уровнем, актуальностью поставленных
проблем, ярковыраженной тенденцией исследований последних лет выхода в сферу
сравнительного музыкознания.
Заметное место в программе конференции занимали доклады
источниковедческого характера, а также доклады, посвященные кодикологии,
представляющие исследование отдельных певческих рукописей, трактатов и
сборников византийской, поствизантийской, древнерусской, грузинской и армянской
традиций. Актуально звучала также проблема дешифровки - музыкальной семиографии
византийских невм, древнерусских крюков и армянских средневековых хазов.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СФЕРА ФОЛЬКЛОРНЫХ
ВЛИЯНИЙ на профессиональное духовное песнетворчество, которая освещалась в
докладах участников из России, Румынии, Молдавии и Сербии. Как всегда, своим
высоким профессионализмом и новизной идей выделились петербуржцы - продолжатели
традиций ленинградской школы музыкальной медиевистики выдающихся ученых
М.В.Бражникова, Е.В.Герцмана, музыковедов генерации 1980-х гг. А.Н.Кручининой,
З.М.Гусейновой и др. Доклады доктора искусствоведения проректора по науке
Санкт-Петербургской консерватории З.Гусейновой, кандидата искусствоведения
Екатерины Плетневой, воспитанников Е.Герцмана - античника, кандидата
искусствоведения Станислава Энглина и медиевиста Александра Вовка привлекли
всеобщее внимание. Конференцию украсило участие признанного
музыковеда-византиниста - доктора, профессора Венского университета Герды Вольфрам,
автора многих трудов по византийской музыкальной палеографии.
Доклад автора этих строк впервые представил европейской
научной общественности видного константинопольского музыканта-теоретика Григора
Гапасакаляна (1740-1808), чей вклад еще не оценен по достоинству, а научное
наследие изучено в недостаточной степени. Григор Гапасакалян - фигура знаковая
во многих отношениях для своего времени. Фактически Гр.Гапасакалян подытожил
весь ход эволюции музыкально-теоретической мысли средневековой Армении. Его
последние труды - "Книга о музыке, в которой содержатся краткие вопросы и
ответы на армянском, греческом и персидском языках" (1803) и "Книга
Восьмигласия" (1805) - охватывают широкий круг вопросов, затрагивающих как
актуальные для национальной, так и общие для восточнохристианских народов
проблемы музыкальной культуры того времени.
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ ГРИГОРА ГАПАСАКАЛЯНА ВСЕ БОЛЕЕ
ПРОЯСНЯЕТ ЕГО МЕСТО и значение в истории армянской музыковедческой мысли,
свидетельствуя о большом практическом опыте, широте научных интересов и
теоретических знаний, склонности к сравнительным исследованиям, представляя его
как последнего автора позднего средневековья и одновременно как видного
музыковеда периода обновления - так в армянской историографии называют XVII-XVIIIвв.,
отмеченные подъемом национального самосознания и определенным оживлением
культурной жизни в сформировавшихся армянских колониях в ряде стран Ближнего
Востока, Западной и Восточной Европы, России, вплоть до Индии.
И, конечно, невозможно побывать в Вене и не посетить
знаменитые крупнейшие музеи Albertina, Belvedere, Kunstistorische Museum,
Leopold Museum и др. Вена, широко известная своими богатыми музыкальными
традициями, неразрывно связанная с именами Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта,
Брукнера, Малера и И.Штрауса, открывала новый сезон мировой премьерой оперы
"Фиделио" Бетховена в Staatsoper, традиционным Mozart-Gala в костюмах
времен Моцарта в прославленном Золотом зале Musikverein, мюзиклом, сразу же
ставшим хитом, Die Comedian Harmonists, поставленном в традициях Брехтовского
театра в Volkstheater и т.д.
Вечно юная мудрая Вена - эпицентр европейской и мировой
культуры всегда гостеприимно принимает гостей со всего мира.
До новых встреч на следующей конференции осенью 2014 года!
Анна АРЕВШАТЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.