Четверг, 28.03.2024, 20:23
Главная » 2010 » Октябрь » 26 » Венера могла извергаться совсем недавно
Венера могла извергаться совсем недавно

Analitika.at.ua. Анализ результатов, собранных межпланетной станцией Магеллан, привел ученых к заключению, что вулканы на Венере извергались всего несколько десятилетий назад. Правда, другие специалисты относятся к этим выводам скептически.

Сенсационное мнение о недавней вулканической активности Венеры опубликовала группа Натальи Бондаренко, планетолога из Калифорнийского университета в Санта Круз, в готовящемся к выпуску номере журнала Geophysical Research Letters. Ученые анализировали данные о поверхности Венеры, полученные межпланетной космической станцией Магеллан, которая находилась на орбите Венеры в начале 1990-х годов (Magellan mission). Изображения, полученные при электромагнитном излучении в коротковолновом диапазоне, демонстрируют горячие пятна в северном полушарии Венеры в районе равнины Берегини (Bereghinia Planitia).

Ученые считают, что это еще не остывшие потоки лавы, и по оценкам температуры предполагают их совсем недавнее происхождение. Температура пятен оказалась на 85 градусов горячее, чем ожидалось. Бондаренко объясняет, что если бы они относились к потокам лавы столетней давности, то за это время должны были остыть настолько, что «Магеллан» не смог бы их обнаружить. Поскольку потоки лавы оставались горячими 15 лет назад, во время их обнаружения «Магелланом», то, по оценкам ученых, их возраст составляет не больше десятков лет.

Другая исследовательница — Сюзанна Смрекар (Suzanne Smrekar), специалист по геологии планет Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) в Пасадене, сомневается в этих выводах. В апреле Смрекар и ее коллеги опубликовали в Science описание лавовых потоков в других трех областях Венеры, в южном полушарии, полученное при анализе данных ИК-спектрометра на космическом аппарате «Венера-экспресс» (Venus Express) Европейского космического агентства. Сравнив излучение от потоков и от окружающего ландшафта, специалисты пришли к выводу, что потоки лавы образовались не более чем 2,5 млн лет назад, а возможно, в последние 250 тысяч лет.

Поскольку аппарат «Венера-экспресс» исследовал только южное полушарие планеты, ученые ничего не могут сказать о северном. Но, по мнению Смрекар, утверждение о вулканической активности Венеры в последние десятилетия — из области экстраординарных, которые требуют экстраубедительных доказательств.

Бондаренко и ее соавторы говорят, что собираются исследовать тем же методом другие лавовые потоки на Венере. INFOX.ru