Analitika.at.ua. При изучении вопроса насильственно исламизированных армян
и их поколений, выявляются новые интересные подробности, относящиеся к их
географическому рассеянию. В частности, примечательным и вместе с тем
своеобразным аспектом темы верообращенных армян Турции является вопрос потомков
исламизированных армян, проживающих ныне в Европе. Известно, что данных и
фактов о нынешнем состоянии верообращенного армянства очень мало, и если в последние
годы выявляются некоторые данные об исламизированных армянах в Турции, то
аналогичная информация о Европе крайне скудна. Лишь недавно некоторые
зарубежные и армянские авторы начали обращаться к этому вопросу и передали
некоторые сведения, преимущественно описательного характера.
Для начала обратимся к вопросу перемещения верообращенных
армян в Европу и констатируем, что в конце 1950-х гг. в Европе и, в частности,
в Германии возникла необходимость в дешевой рабочей силе, и по этой причине с
рядом стран были подписаны договоры о выездных работниках. Подобный договор
между Турцией и Германией был подписан в 1961г., после чего началась миграция
тысяч жителей Турции в Германию, а в дальнейшем также в другие страны Европы.
Именно вследствие этой миграции сегодня в Европе сформировалась многомиллионная
турецкая община. Согласно некоторым данным, среди мигрантов из Турции были
также армяне, в том числе открытые христиане, мусульмане и криптоармяне.
Верообращенные армяне и их поколения на протяжении нескольких десятилетий
мигрировали и обосновывались в Германии, Бельгии, Голландии, Швеции и Франции,
и сегодня в этих странах есть общины, либо общиноподобные структуры, состоящие
из их потомков.
В новой географической среде среди верообращенных армян и их
потомков начались определенные процессы и явления, связанные с возвращением к
своей истинной идентичности. Самым распространенным и примечательным явлением,
безусловно, является обращение в христианство, и сегодня исламизированных армян
Европы, вернувшихся к своим истокам, довольно много. Как передают некоторые
источники, процесс поиска своих корней развивался по-разному и продолжается по
сей день. В частности, первыми в христианство обратились криптоармяне, которые
использовали для этого любой благоприятный повод. В одном из последних номеров
издающейся раз в две недели газеты «Йойс» Тамар Гевондян приводит историю,
согласно которой группа переместившихся из Турции в Германию людей, внешне
кажущихся мусульманами, прямо на таможне раскрыла свою идентичность и представила
чиновникам не указанные в паспортах мусульманские имена, а армянские. Этот
примечательный пример показывает скрываемое десятилетиями желание вернуться к
истинной идентичности. Как отмечает тот же источник, сегодня у этих армян в
Германии есть своя община и церковь.
Различные источники свидетельствуют, что сегодня живущие в
Европе и принявшие христианство армяне в вопросе религии более ревностны. Здесь
есть также психологическая сторона – доказать окружению свою преданность
армянству. У армян, вернувшихся к своей идентичности, заметны также некоторые
психологические и душевные проблемы. Некоторые даже проходили курсы лечения у
врачей-психологов: согласно их диагнозам, в душевном состоянии верообращенных
армян важное, а то и решающее значение имели травматические воспоминания о
Геноциде армян, атмосфера страха и угроз, в которой они жили десятилетиями, и
то, что они постоянно скрывали свою истинную идентичность.
Сегодня в различных городах Германии есть группы обращенных
в христианство армян, часть которых интегрирована с местными армянами, а
другая, сталкиваясь с отчуждением старой общины, продолжает вести изолированную
жизнь и остается вне общинной жизни.
Проживающий в Германии турецкий писатель Кемаль Ялчын
приводит множество фактов о верообращенных армянах Европы и в своем письме,
отправленном нам, отмечает: «Я знаю в Германии людей, которые уже в зрелом
возрасте обращаются в христианство и крестятся». Предводитель Германской
епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Гарегин Бекчян также обращается
к этой проблеме и приводит некоторые интересные факты.
В немецком городе Висбаден, по словам Амо Москофяна, есть
ресторан под названием «Ани», где собираются армяне. В этом городе живут также
обратившиеся с христианство армяне. Один из них, Нуреддин Гюнден,
переименовавшийся в Симона, утверждает, что происходит из рода известного фидаи
Грайра Джохка.
С интересной статьей об обратившихся в христианство армян
Бельгии выступил Давид Зенян. По его словам, мигрировавшие в основном из
Ширнака и Силопа окурдившиеся курдоязычные армяне сегодня, вернувшись к своей
идентичности, составляют основу местной армянской общины, адептов ААЦ, и
выступают как рьяные христиане. Их дети учат армянский язык, благодаря чему их
родители также начинают владеть родным языком. Один из основателей и лидеров
общины окурдившихся или курдоязычных армян Брюсселя Месроп Афшар, рассказывая о
положении на родине, отмечает: «Страх и чувство подавленности были нашими
постоянными спутниками. Притеснений было много, но наши родители постоянно
напоминали нам, что, несмотря на потерю языка, мы – армяне». Афшар рассказывает
некоторые подробности о своем образе жизни, из чего становится ясно, что они
были криптоармянами и тайно сохраняли христианские традиции, посредством
священника-ассирийца тайно крестили своих детей, совершали христианские обряды
венчания и похорон. Как и во многих местах, так и в Шрнаке, криптоармяне имели
двойные фамилии – для дома и для окружения. Месроп Афшар об этом рассказывает:
«Среди своих мы были армянами. При крещении мы давали нашим детям армянские
имена – Саркис, Нубар, Давид, Геворк и Саро, но во внешней среде мы были похожи
на остальных жителей города. У нас были курдские фамилии – Эуз, Ялик, Одемиш,
Бирджин».
Нелишне отметить, что серьезную роль в спасении и
возвращении этой группы к своим истокам имел Константинопольский патриарх,
светлопамятный Шнорк Галустян, усилиями которого в середине 1960-х гг. эти
осколки армянства сперва начали переезжать из Шрнака и Силопа в Стамбул, а
затем (в 1980-х) – в Бельгию, Францию, Голландию.
Как было отмечено выше, сегодня группы вновь обратившихся в
христианство армян есть также в Швеции. Один из них, уроженец Аданы Сулейман
Фарук. Раскрыв свою истинную идентичность, он обратился в христианство и сменил
имя, став Айком Арамяном, Он – один из тысяч ассимилированных армян, живущих,
скрываясь под личиной турка или курда. Еще с детства сомневаясь в своей
идентичности, он искал свои корни и в 1983г. в армянской церкви Дамаска принял
крещение, а спустя два года (в 1985г.) переехал и обосновался в Швеции. О своей
идентичности он отмечает: «Внутренне я всегда чувствовал, что другой. Я мог
остаться курдом, но решил иначе». Обосновавшись в Стокгольме, Айк Арамян
женился на армянке из Диарбекира и назвал своих детей Масисом и Ани. Дети
выучили и владеют армянским языком. Особенно примечательно, что вернувшийся к
своим корням Айк Арамян стремится укоренить в своих детях и еще ярче сохранять
чувство армянства и с этой целью уже несколько раз привозил их в Армению и
Арцах. «Я упустил столь многое, что хочу, чтобы мои дети выросли, зная, кто
они. Я хочу, чтобы мой сын гордился своим армянским происхождением», – говорит
он.
Сегодня Арамян – один из активных членов шведской армянской
общины. Следует отметить, что часть семьи Айка осталась в Адане, т.е. есть
опасения, что их могут преследовать там, что, однако, не помешало ему вернуться
к своей истинной идентичности. Более того, несколько лет назад в Швецию
переехал также его брат и вновь вернулся к своим корням, переименовавшись в Арама.
Отметим, что эти проживающие в Европе армяне имеют проблемы
в вопросе раскрытия идентичности, поскольку их родственники продолжают жить в
Турции и могут стать мишенью преследований, поэтому они иногда не высказываются
открыто. Есть семьи, которые, обратившись в христианство, испытывают
определенное беспокойство за оставшихся в Турции родственников, не так открыто
говорят о своей идентичности и даже ведут двойной образ жизни. Одной из таких
является семья Мерджанянов, переехавшая в Голландию из Диарбекира.
Обосновавшись в Амстердаме в 1970-х гг., они обратились в христианство, однако
в Диарбекире у них остались родственники. Турецкий исследователь Уруг Унгор
отмечает: «Сегодня, когда они посещают оставшихся в Диарбекире родственников,
во время полетов из Европы в Турцию можно стать свидетелями перехода из одной
религии в другую. Женщины уже в самолете накрывают головы платком, вместо
армянских используют мусульманские имена и в Диарбекире ведут себя как
мусульмане».
Обобщая, отметим, что изучение темы вернувшихся к своей
религии армян Европы имеет не только научную важность, но и крайне актуальное и
практическое значение.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.