Главная » 2010»Июнь»27 » Виген Акопян: Москва отныне не хочет или не может удерживать статус-кво на Южном Кавказе
Виген Акопян: Москва отныне не хочет или не может удерживать статус-кво на Южном Кавказе
12:26
Известный политолог, первый заместитель главного редактора
ИА Regnum, Виген Акопян, прокомментировал по просьбе Analitika.at.ua, совместное заявление
президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху.
Второе по счету совместное заявление Медведева, Саркози и
Обамы, схожее по смыслу и содержанию с первым, сделанным в Италии, практически
снимает с повестки дня возможность МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННОГО силового решения нагорно-карабахского
конфликта. Ясно также, что вскоре мы станем свидетелями подписания Мадридских
(базовых) принципов урегулирования конфликта, а затем, в очень сжатые сроки, стороны заставят
подписать и большой мирный договор, определяющий все параметры будущего урегулирования.
Кроме того, по срокам принятия данного заявления понятно, что
нагорно-карабахский конфликт обсуждался президентами США и России в ходе их последней встречи в Вашингтоне, а далее текст
заявления был согласован с Саркози. Очевидно также и то, что в ходе
предстоящего в начале июля визита Госсекретаря США Хиллари Клинтон в Ереван и
Баку на стороны будет оказано решающее "воздействие".
Вскоре, может быть уже в этом году, в регионе начнутся
масштабные мероприятия по отводу сил Армии обороны Нагорного Карабаха с линии соприкосновения
и их замены на международных миротворцев. Судя по всему, это будет совместный
российско-европейско-американский контингент, выступающий под эгидой ООН. Я
склонен верить в информацию о намерении американцев разместить западный
контингент "миротворцев" в приграничном с Ираном Физулинском районе,
с чем и связано укрепление иранских сил в северо-западных провинциях ИРИ,
граничащих с Азербайджаном. В этой связи можно предположить, что главное
отличие "Мадридских принципов" от так называемых "обновленных
Мадридских принципов" в том и состоит, что в первом не было Физули и
Кальбажара, а во втором они появились. Очевидно, США и Россия пришли к консенсусу по Карабаху, и Москва
отныне не хочет или не может удерживать в этом регионе статус-кво. И это
главная проблема Армении.
Способствовало этому и изменившаяся позиция РФ по Ирану -
самый главный и неожиданный фактор, разрушивший паритет в регионе, развязавший
американцам руки.
Ну и самое главное. Отныне понятно, что угрозы Ильхама
Алиева – продукт для внутреннего пользования. Алиев преподнесет усилия
посредников из Минской группы ОБСЕ как результат своей политики. Мол, Армения
испугалась нашей мощи и сдала районы. Хотя мощи Азербайджана явно хватает лишь
на мелкие провокации.
В самой Армении, если события пойдут по описанному сценарию,
возможна внутриполитическая дестабилизация, поскольку власти страны, а за карабахский
вопрос ответственны именно действующие власти, не смогли в решающий момент
продемонстрировать самоотверженность и волю. Районы в обмен на временный статус- ущербная схема. По одной простой причине. Что Армения получила,
подписав под гарантии США, России и ЕС Цюрихские протоколы с Турцией - открытую
границу? Нет. Турция в решающий момент сделала "финт ушами" и
поддержала Азербайджан. Какие у Еревана гарантии, что Азербайджан, получив
назад свои районы, позволит Карабаху тихо и мирно провести повторный
референдум? Гарантии те же - Россия, США и ЕС. То есть никаких. А причин и
возможностей сорвать процесс к тому времени будет гораздо больше. Самая
действенная из них - невозможность вернуть беженцев в Степанакерт и Шушу.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.