Главная » 2010»Октябрь»14 » Виктор Давидович: Армянская диаспора Буковины имеет 650-летнюю историю
Виктор Давидович: Армянская диаспора Буковины имеет 650-летнюю историю
14:27
Интервью Analitika.at.ua председателя Черновицкого областного армянского
национально-культурного общества "Аревик", Виктора Александровича
Давидовича.
– Расскажите, пожалуйста, про армянскую диаспору Буковины.
– Армянская диаспора Буковины (составной частью которой
является Черновицкая область) имеет как минимум 650-летнюю историю. Только в
Черновцах армяне живут более 200 лет (именно к таким армянам относится и мой
род).
Из исторических источников известно, что на Буковине первые
армянские иммигранты появились еще в 60-70-х годах XIV ст. В верительной
грамоте католикоса Теодороса ІІ от 13 августа в 1388 г. среди прочих
вспоминается армянская община Буковины. Мигрировали зажиточные люди – в первую
очередь купцы, которые ориентировались на пути международной торговли. Одним из
таких был Молдавский путь, который проходил через Черновцы и соединял
причерноморские города с Львовом и Каменцем – своеобразными воротами
центральноевропейского рынка.
В ХІХ – начале ХХ столетий основную волну новых армянских
переселенцев на Буковину составляли армяне из Польши. Как известно, польская
корона проводила политику "ополячивания" народов, населявших Галичину.
Кстати, именно тогда армянские имена начали получать польскую транскрипцию. К
национальному армянскому имени присоединяли суффиксы -ович, -евич.В результате чего армяне становились
Торосовичами, Вартерасевичами, Абгаровичами, Симоновичами, Давидовичами,
Агопсовичами, Богдановичами, Манугевичами, Мойзесовичами, Богосевичами…
В 1836 году в Черновцах появилась армянская религиозная
община, а в 1875 году закончилось строительство армянской церкви.
Величественный Храм Св. Апостолов Петра и Павла долгие годы выполнял свое самое
главное предназначение, которое на него возлагала черновицкая община – он был
местом национального и семейного единения для оторванных временами и
расстоянием от Родины армян. При церкви, епископом Каетаном Каспровичем, была
создана армянская школа. В ней дети помещиков, бургомистров и музыкантов с
воодушевлением познавали богатую и драматичную историю,культуру армянского народа, учились
разговаривать и читать языком прадедов. Армянская община в Черновцах хотя и не
было многочисленной, но имела значительное влияние на общественную жизнь города
и края. Первые армяне, которые в австрийскую эпоху осели на Буковине и в
Черновцах, были преимущественно купцами. Однако, получив вскоре состояние и
приобретя в крае большие имения, они получили дворянские титулы и позаботились
о хорошем образовании для своих детей и внуков. Благодаря этому зажиточные
армянские семьи породили немало представителей художественной богемы:
музыкантов, художников, скульпторов.
История черновицкой армянской общины того времени связана с
именами знаменитых деятелей армянского происхождения: бургомистр Якоб Петрович,
историк Садок Баронч, скульптор Тадей Баронч, драматург Адольф Абрагамович,
живописцы: Теодор Аксентович, Антони Стефанович (друг И.Франка), Каетан Стефанович,
Юрий Шимонович, Александр Августинович, Гакоб Минасович… Список можно
продолжить.
Армянская община Черновиц, а с ней и храм просуществовали до
второго прихода советской власти в 1944-ом. Тогда были арестованы практически
все зажиточные или просто образованные армяне, которые предварительно не успели
или и не захотели покинуть край, который стал для них новой родиной. После
массовой эмиграции и арестов черновицких армян, Петропавловская церковь
потеряла почти всех своих прихожан. Последний настоятель в 1946 году выехал в
Польшу, куда переселились большинство буковинских армян. После этого
большевистская власть закрыла храм, и на долгие десятилетия уникальная
архитектурная достопримечательность была превращена в хозяйственный склад…
В моей памяти были времена полного отчаяния, когда казалось,
что от некогда многочисленной и влиятельной буковинской армянской колонии
останутся только могильные кресты. Как ни парадоксально это звучит, но людские
трагедии Спитака, Сумгаита, Ленинакана, Баку и многих, многих больших и малых
армянских городов и селений послужили толчком к возрождению нашей армянской
общины.
Нынешняя община немногочисленна – порядка 50 активных семей.
Однако для нас характерным является высокий армянский дух и национальное
самосознание, а также огромное желание сохранить язык, культуру и традиции
народа.
Как областная организация существуем с 14 октября 1997 года.
Именно тогда Черновицкое областное армянское национально-культурное общество
«Аревик» получило юридический статус. Основателем и первым председателем его
правления был Саак Гудратян – нынешний директор Ереванского филиала
Тернопольского национального экономического университета. На момент основания
общества, я был заместителем председателя, а после переезда Гудратяна в Ереван,
возглавил "Аревик".
Как у любого, подобного нашему общества, задачи, проблемы и
способы их решения оказались практически одинаковыми. Общество объединяет
неравнодушных к сегодняшней и будущей судьбе армянских переселенцев на Буковине.
– Какие основные задачи диаспоры?
– Основными задачами как у любого национального общества
являются – язык, история, культура, традиции. Я, как никто другой, испытал на
себе последствия страшной болезни под названием ассимиляция. Притом, что дух,
самоидентичность, у нас глубоко армянские, «довоенные переселенцы» практически
утратили язык, хотя и являются носителями богатейших культурно-исторических
традиций. К большому сожалению, таких как я коренных (реликтовых) армян
становится всё меньше. Но зато есть эмигранты последней волны с абсолютно
такими же проблемами.
Мы десять лет старались быть представленными во всех
сегментах социально-политической жизни области. О нас все знали и это, на мой
взгляд, можно было считать большим успехом.
Особенностью нашего национально-культурного общества можно
считать то, что оно как символический разводной мост соединяет то, что
разъединила трагическая история – армянские поколения…
В марте 2008 исполнилась мечта черновицких армян – в церкви
святых апостолов Петра и Павла, после 65-летнего перерыва, вновь зазвучала
армянская речь. Начались богослужения Армянской Апостольской Церкви.
– Расскажите о проблемах общины.
– Не хочется говорить о проблемах, но если всё же сказать,
то следует выделить материальные. Среди нас нет богатых предпринимателей,
которые могли бы жертвовать на нужды общины какие-нибудь ощутимые материальные
средства. А то, что мы собираем, с трудом хватает для оплаты расходов на
содержание Храма и минимальное жалованье священнику. Именно поэтому не буду
говорить о планах, так как не подкрепленные материально, они могут остаться
нереализованной мечтой.
Нас немного и может поэтому, радость и горе в наших сердцах
становится общими. Хочется с глубокой признательностью отметить тех армян,
которые своим положительным примером возродили в глазах жителей
многонациональной Буковины образ армянской семьи – крепкой, глубоко моральной,
сплоченной, с заботой о детях и уважением к старости, любовью к родной культуре
и дружественным отношением к представителям других национальностей.
– Что бы Вы хотели пожелать читателям Информационно-аналитического
центра Analitika.at.ua, армянам Диаспоры?
– Читателям Информационно-аналитического центра «Аналитика»
и всему армянскому народу хочу пожелать процветания, сплоченности, добра и
мира.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.