- Господин Казимиров, как Вы прокомментируете трехстороннюю встречу
Саргсян-Медведев-Алиев в Астрахани? Считаете ли Вы, что сторонам действительно
удалось достичь прогресса, и как Вы думаете, почему после этой встречи,
президентом РФ был обозначен срок в один месяц? Это обычное заявление, или все
же господин Медведев имел определенные основания для этого?
- Я считаю, что сама по себе встреча имела важное значение.
Поскольку, на фоне напряжения, которое наблюдается в переговорном процессе и
вокруг Карабаха, она, кажется, вновь возвращает процесс в переговорное русло.
Так что, одного этого уже достаточно, для того, чтобы оправдать необходимость
проведения столь неотложной встречи в Астрахани. Что касается ее результатов,
меня не удивляет то, что на первый план выступают такие вопросы, как укрепление
перемирия и приобретение взаимного доверия в плане военных действий. Так как,
если с окончательным мирным договором, с достижением общего согласия по тем или
иным основным положениям принципов и с формулировками соглашения пока еще можно
подождать, то этот вопрос, который необходим для обеспечения переговорного
процесса в первую очередь – уверенность в том, что условие о неприменении огня
не будет нарушено – является абсолютно неотложным. Переговорный процесс
невозможен, если это условие не будет соблюдено. Встреча в Астрахани
продемонстрировала нам попытку не допустить того, чтобы это условие было
нарушено. Что касается предстоящего саммита в Астане, то, конечно, многие, в
том числе и я, хотели бы надеяться, что сбудется то, о чем говорил Медведев,
что в результате работы министров иностранных дел обеих стран в течении этого месяца,
возможно удастся разработать и предложить сторонам некий документ для
подписания. Но в русском языке есть такое выражение: "Был бы рад ошибиться в
своем пессимизме, пусть жизнь докажет обратное”. Я не очень-то в это верю, но я
был бы рад ошибиться.
- В таком случае, как Вы прокомментируете заявление министра Азербайджана
Эльмара Мамедъярова о том, что "дорожная карта готова”. Что это: зондаж, или
все-таки существует некий документ, независимо от его содержания и важности,
который уже может быть предложен сторонам?
- Смотрите, что такое "дорожная карта”? "Дорожная карта” –
это ряд мероприятий, которые должны быть реализованы в прямом порядке, в
логической взаимосвязи и последовательности. То есть, что-то должна сделать
одна сторона, а затем что-то должна сделать другая сторона, и так далее.
Конечно, очень хотелось бы верить, что стороны близки к тому, чтобы создать
нечто подобное "дорожной карте”. Однако, я пока в это не верю, поскольку по
ряду вопросов, причем, по принципиальным вопросам, позиции сторон расходятся.
Скажем тот же вопрос проведения референдума в Нагорном
Карабахе, референдума, который юридически определит окончательный статус
Нагорного Карабаха. Здесь нет согласия сторон. Следовательно, даже если будет
заявлено, что стороны дополнительно обсудят этот вопрос, или решат его в
будущем, то это все равно будет означать, что мы пребываем в неопределенности.
Поскольку, действительно, необходимо установить какие-то
определенные сроки, конкретные условия для проведения референдума, для
плебисцита, или назовите это иначе – для юридического принуждения
волеизъявления населения Нагорного Карабаха. По мне, к сожалению, нет
предпосылок для возникновения такой "дорожной карты”. Для этого, сторонам
придется выстраивать не только логическую последовательность мероприятий, но и
разъяснительную. Стороны не столь обоюдноответственны, для того, чтобы суметь
уверить друг друга в том, что "принцип зубчатого механизма” сработает в
назначенное время, даже в том случае, если это будет зафиксировано на бумаге.
Следовательно, я к этому вопросу настроен довольно скептически. Как и отметил,
я буду рад ошибиться. Если господин Налбандян и господин Мамедъяров, так
сказать, "разоблачат” мой пессимизм и на деле докажут мне обратное.
- Господин Казимиров, если Россия действительно заинтересована в мирном
урегулировании конфликта, то почему она с одной стороны продлевает контракт о
военной базе с Арменией, а с другой - продает оружие, в частности установки
С-300, Азербайджану?
- И в Азербайджане, и в Армении, и, будем надеяться, что это
не свойственно Нагорному Карабаху, на все смотрят под очень узкой оптической
призмой. Так как и азербайджанцы, и армяне смотрят на все под углом зрения
урегулирования этого конфликта. И значит, если ты с кем-то поздоровался в Баку,
то, стало быть, для Еревана ты уже не друг, а если ты сделал что-то доброе для
Еревана, то не являешься другом Баку. Понимаете, из-за этого конфликта, у вас
черно-белое восприятие всего мира. В то время как мир –разноцветный. Ни одна
страна в мире не будет выстраивать свою политику так, чтобы кто-то в Армении,
или в Азербайджане не думал о ней плохо. Безусловно, каждая страна будет вести
свою собственную внешнюю политику, в соответствии с собственными интересами. И
эти интересы не могут колебаться в зависимости от реакции той или иной стороны.
Есть выражение, которое, кажется, озвучил один американский сенатор – я,
возможно, выражусь несколько грубо, но это поможет лучше представить ситуацию –
он сказал: "Хвост виляет собакой”. Так что, поймите, не могут великие державы,
в данном случае, Россия не может руководствоваться интересами Армении, или
Азербайджана, или какими-либо еще.
Конечно, речь идет не о бытовых интересах. Ну, конечно же,
Россия ведет свою политику. Продает оружие, но, во-первых, известно, что это –
оборонительное оружие, а не наступательное, или какое-то еще …
Крупные государства не могут подстраивать свои интересы под
интересы небольших стран. Просто в этих вопросах необходимо быть реалистами.
Кристине Ханумян, 1in.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.