Главная » 2011»Июнь»22 » Владимир Казимиров: Казань: испытание сторон на поиск мира в Карабахе
Владимир Казимиров: Казань: испытание сторон на поиск мира в Карабахе
15:42
Analitika.at.ua. Встреча президентов Азербайджана и Армении при содействии
президента России, намеченная на 24 июня в столице Татарстана, привлекает
внимание тем, что пройдет у развилки: либо будут согласованы принципы, на
основе которых мининделы РА и АР перейдут с участием представителей Нагорного
Карабаха (НК) к разработке мирного соглашения в этом конфликте, либо очередная
пробуксовка добавит новые витки спирали переговоров, несмотря на жесткий
настрой глав государств России, США и Франции, четко выраженный в их заявлении
на встрече в Довиле в мае с.г.
Есть и более мрачные прогнозы вплоть до опасений
возобновления военных действий, но Довиль впервые предупредил: повторное
применение силы будет осуждено мировым сообществом. Пусть, кому надо,
задумается. Да и война в Карабахе из-за лихих просчетов уже была уроком и
назиданием.
Исход встречи в Казани пока не ясен. Найдут ли президенты АР
и РА в мадридских принципах хотя бы примерный баланс реальных интересов,
виртуальных уступок и обретений, сумеют ли поверить в свою способность
доуравновесить баланс при разработке мирного соглашения на основе этих
принципов, а главное - убедить в этом свое общественное мнение? Баку, прежде
всего, хотел бы постепенно вернуть районы, потерянные из-за ошибок в той войне.
Однако хочет добиться этого "бесплатно", просто внушив всем
нетерпимость оккупации, но сведя к минимуму обязательства гарантировать
безопасность НК и провести затем юридически обязывающее волеизъявление
населения по его окончательному статусу.
Армяне могут начать отвод войск лишь когда будет исключен
новый военный поход на НК, ибо сдача ими любого района взломает рубежи его
обороны, вынесенные ранее вовне. Им не нужна затяжка референдума по статусу НК
и явно неприемлемо сведение "волеизъявления" к его автономии.
Кратчайший путь к освобождению земель - соглашение не
применять силу в сопряжении с международными гарантиями, но для официального
Баку это было бы самодискредитацией - после многолетней политики военных угроз,
гонки вооружений и раскрутки инцидентов ради напряженности, хотя никто другой
не виноват в этих "инициативах".
Судя по ряду нестыковок, а иногда и по полярности позиций
сторон, им придется откладывать согласование трудных проблем вместо этих
принципов "на потом" - на стадию выработки самого соглашения. Даже
подари Казань принципы урегулирования, немало времени и усилий уйдет на работу
над соглашением.
Между тем идет нагромождение "новых" проблем. Кто
должен участвовать в разработке соглашения? Мининдел Армении Э.Налбандян на
днях заявил: никакого соглашения не может быть подписано без участия и согласия
НК. Тут же ему возразил бакинский агитпроп на портале 1news.az, настаивая тогда
на участии и общины азербайджанцев НК. Попытки мешать участию НК в переговорах
втискиванием в них его азербайджанской общины не новы. При всем уважении ее
прав как стороны, заинтересованной в определении окончательного статуса НК,
нельзя поднимать ее до уровня стороны конфликта и участия в переговорах по
всему мирному соглашению.
В этом материале агитпропа АР немало "неточностей"
или прямых искажений. Напирая на "истоки", "основу основ"
Минского процесса ("бейкеровские правила" или решение СБСЕ от 24
марта 1992 г.), авторы "не замечают", что низводят решения ОБСЕ,
давно перекрывшие эти документы - принятые позднее и на более высоком уровне.
Ведь до разгара войны 1992-1994 гг. в документах даже не было понятия
"конфликтующая сторона", а Будапештский саммит ОБСЕ 1994 г. поручил
сопредседателям Минской группы вести переговоры как раз между сторонами
конфликта. Баку в довольно сбивчивых изысках по истории урегулирования в
Карабахе круто вещает ложными фразами. Чего стоят, например, утверждения
(жирным шрифтом!), будто бы "нет в природе" документа, содержащего
две подлинные подписи официального лица Азербайджана и "сепаратиста
НКР" (или нет, мол, единого документа с тремя подлинными подписями).
Авторам не пришлось бы загибать такое, если бы они знали "природу"
мирного процесса доподлинно и честно служили читателю. Две таких подписи стоят
под документами от 28 июля, 5 августа и 13 сентября 1993 г.; подписи
представителей всех трех сторон конфликта - под документом от 27 июля 1994 г.,
подтвердившим договоренность о прекращении огня (часть этих документов
приведены мной в виде фото в книге "Мир Карабаху").
Ухищрения авторов насчет "юридической чистоты"
соглашения о прекращении огня не учитывают главного: куда важнее были тысячи
жизней по обе стороны кровопролитного фронта. Но кто же мешал нормальному,
полноценному оформлению документа? Пусть-ка они сами поищут ответ!
Перечислять все "ошибки" бакинского агитпропа -
утомлять читателя. Опровергну лишь некоторые из них как непосредственный
участник мирного процесса до осени 1996 г.
1) Переговоры по Карабаху в трехстороннем формате велись с
1994 г. при посредничестве России (такие встречи были и ранее), затем их вели
сопредседатели Минской группы ОБСЕ до их перехода к челночной дипломатии в
апреле 1997 г. Были также встречи двух и трех сторон на самом высшем уровне
(Москва, 25 сентября 1993 г. и 8-9 сентября 1994 г.).
2) Джалилов не подписал Бишкекский протокол, так как Гейдар
Алиев не наделил его такими полномочиями (речь Г.Алиева в Баку 21 мая 1994 г.).
3) Подпись Н.Бахманова под ним была бы абсурдом, но вовсе не
из-за дискриминации главы азербайджанской общины НК (он был недолго главой
исполнительной власти Шушинского района, но не представлял никакой выборной
структуры, хотя бы похожей на парламент либо муниципалитет). А в Бишкеке шла
встреча глав законодательных властей трех сторон, чтобы поддержать заявление
Совета глав государств СНГ от 15 апреля 1994 г. и создавать "партии
мира" против весьма активных тогда "партий войны".
4) Мандат Г.Алиева А.Джалилову на ведение переговоров с
"НКР" от 3 сентября 1993 г. вовсе не фальшивка (есть фото в той же
книге). О нем у нас был курьезный разговор с Гейдаром Алиевичем по ВЧ.
Так что в исторических экскурсах всем нужна аккуратность.
Пропаганда не должна осложнять нынешних дел. Тем более и без того весьма
непростой встречи в Казани.
Казимиров Владимир Николаевич - посол в отставке, председатель Совета ветеранов МИД России. В
1992-1996 гг. - глава российской посреднической миссии и полномочный
представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и первый
сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.