Главная » 2012»Март»22 » Владимир Казимиров: Не время определит путь к миру в Карабахе
Владимир Казимиров: Не время определит путь к миру в Карабахе
20:26
Analitika.at.ua. 24 марта 1992 года министры государств
– участников Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне – ОБСЕ)
приняли решение созвать под его эгидой в Минске конференцию с участием 11
государств для мирного урегулирования нагорно-карабахского вооруженного
конфликта. Так 20 лет назад было положено начало «минскому процессу». Из-за
военных действий конференцию созвать так и не удалось. С июня 1992 года ее
задачи взял было на себя более скромный механизм – Минская группа из послов тех
же 11 государств. Будапештский саммит ОБСЕ (декабрь 1994 года) сузил круг
посредников и возложил проведение переговоров на сопредседателей Минской группы
(с 1997 года это Россия, CША и Франция).
В последние годы карабахское урегулирование все чаще выходит
на уровень глав государств, особенно России, Азербайджана и Армении.
Важнейшая подвижка – бессрочное перемирие, достигнутое в
1994 году при посредничестве России, не раз подвергалось угрозе возобновления
военных действий из-за инцидентов, гонки вооружений и воинственных кампаний
Баку (Азербайджан озабочен оккупацией своих земель армянами и намерен не давать
им спокойно удерживать нынешний статус-кво).
За 20 лет не раз менялись формы и методы работы в минском
процессе, но конечная цель разрешения судьбы Нагорного Карабаха (НК) и
примирения между Азербайджаном и Арменией все еще остается недостижимой из-за
полярных позиций и несговорчивости сторон. Баку добивается прежде всего ухода
армян из оккупированных районов, всячески уклоняясь от обязательств решить
судьбу НК волеизъявлением его населения, а Ереван и Степанакерт ставят свой
уход в зависимость от порядка определения статуса НК. Тем не менее усилия
государств – сопредседателей МГ ОБСЕ при особой активности России на высшем
уровне несомненно содействовали сохранению перемирия и удержанию горячих голов
от неразумных действий в столь чувствительном регионе.
Относительное затишье на линии соприкосновения вызвано
серией встреч президентов России, Азербайджана и Армении, а также избранием АР
непостоянным членом СБ ООН на 2012–2013 годы. Среди армян этот успех бакинской
дипломатии был воспринят ревниво и даже негативно, без должной оценки
возникшего полезного эффекта сдерживания.
Минский процесс оценивается армянами в целом положительно, а
в Баку весьма противоречиво, с распределением ролей: власть осторожничает, а
СМИ подвергают его резкой критике за бесплодность. В последние годы там все
чаще призывают посредников, другие столицы и международные организации
оказывать на армян давление, чтобы освободить захваченные ими земли. При этом в
Баку исходят из всеобщей заведомо негативной оценки оккупации как таковой, но
упорно скрывают конкретику: как возникла эта оккупация, как вопреки четырем
резолюциям СБ ООН и многим предложениям посредников Баку растянул войну на два
с половиной года, чтобы одолеть армян силой, а в итоге сам поплатился потерей
семи районов АР. Там забывают, что истина конкретна.
Призывы Азербайджана к давлению на армян мало срабатывают.
Мандат сопредседателей даже не дает им права оказывать давление на стороны по
сути переговоров. Давление в дискуссионных вопросах вряд ли мыслимо, но оно
вполне обосновано в делах бесспорных. Например, 1) против силового решения
споров или 2) против невыполнения официально взятых на себя обязательств. Позиции
азербайджанской стороны тут весьма уязвимы: она то и дело допускает силовые
решения и даже ратует за них; давно не выполняет соглашение об укреплении
режима прекращения огня от 4 февраля 1995 года и таит, что оно было подписано
по прямому указанию «общенационального лидера» Гейдара Алиева (есть и иные
примеры отхода от его дел и наказов).
Установка не давать покоя армянским оккупантам стала помехой
конструктивности. Она обрекает официальный Баку на негативизм, на отказы от
полезных предложений, что не дает ему плюсов в глазах посредников, других
государств, общественного мнения. Да и как иначе оценивать всяческое принижение
прекращения огня, зароки вроде «война не окончена», саботаж соглашения от 4
февраля 1995 года, нежелание отводить снайперов с передовых позиций, уклонение
от мер доверия, особенно в военной сфере, затягивание создания механизма
расследования инцидентов и т.п.?!
Многие задаются вопросом: сколько лет потребуется еще для
урегулирования карабахского конфликта? Время – очень важный фактор в таких
делах, и 20 лет – не срок. Но тут дело не столько во времени, сколько в подходе
сторон к главному вопросу: как достичь мира – в переговорах или войной? Мировое
сообщество уже отвергло новую войну, подтвердило, что военного решения этого
конфликта нет. Президент АР Ильхам Алиев не раз подчеркивал предпочтительность
мирного пути, но не исключил и военного, напрягая ситуацию в регионе. Что это –
вполне серьезная установка, нажим на противостоящую сторону или шантаж
международного сообщества? В любом случае – куда хуже, чем ошибка. Из наших
личных контактов хорошо помню, что его отец настраивался исключительно на
мирный путь.
Прорыв в переговорах возможен лишь после преодоления
нынешнего порочного круга, когда одна сторона готовится к удару, чтобы отобрать
свои или считаемые своими территории, а другая удерживает их как еще один и
прочный рубеж своей обороны. Наивно рассчитывать, будто военные угрозы заставят
противника отойти с укрепленных позиций, чтобы занять уязвимые.
Необходимо круто и безвозвратно перевести дела из плоскости
военной в политическую, отказаться от иллюзий военного разгрома недруга. За
считанные дни или часы не решить этот конфликт, неразрешимый столько лет под
аккомпанемент нынешних угроз. Не даст времени и мировое сообщество – оно сразу
потребует прекратить военные действия.
Только отказ от применения силы обеспечит успех переговоров.
Проще всего – заключением такого соглашения под международными гарантиями. Полагаю,
что оно никогда не должно выпадать из предложений посредников. Владимир
Николаевич Казимиров - посол, первый заместитель председателя Ассоциации
российских дипломатов, глава посреднической миссии России, участник и
сопредседатель МГ ОБСЕ (1992-1996). Независимая Газета
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.