Главная » 2011»Июль»6 » Владимир Казимиров разнес в пух и прах азерпроп
Владимир Казимиров разнес в пух и прах азерпроп
19:36
Analitika.at.ua. Азербайджанский агитпроп, для которого объективное
освещение реалий никогда не ставилось во главу угла, в канун переговоров в
Казани запустил в информационное пространство очередную партию горячих
"уток". В их числе портал 1news.az тиражировал немало претензий к
послу России в отставке, в 1992-1996гг. главе российской посреднической миссии
и полномочному представителю президента РФ по Нагорному Карабаху, участнику и
первому сопредседателю Минской группы ОБСЕ от России Владимиру Казимирову, как
обычно перевирая факты и камуфлируя реалии бравой риторикой.
Господин Казимиров предметно ответил на все упреки 1news.az,
однако руководство портала, как уже не раз и прежде, отказалось публиковать на
своем ресурсе ответ непосредственного участника переговоров и событий тех лет. Предлагаем
его статью читателям "ГА".
Перед встречей президентов России, Азербайджана (АР) и
Армении (РА) в Казани в целях согласования основных принципов карабахского
урегулирования азербайджанские и армянские СМИ развернули полемику о круге
участников дальнейших переговоров по мирному соглашению. Принципы еще не
согласованы, а препирательства "новые" уже подброшены.
СУТЬ СПОРА – СТАТУС, ДАЮЩИЙ СТОРОНАМ УЧАСТИЕ В БУДУЩИХ
ПЕРЕГОВОРАХ. Должен ли вернуться за стол переговоров Нагорный Карабах или нет? Должна
ли подсесть к нему и его азербайджанская община?
Такие переговоры традиционно ведут стороны конфликта
(синонимы: "конфликтующие стороны" или "стороны в
конфликте"). Это те, кто имеет собственные вооруженные формирования,
реально командует ими, контролирует определенную территорию, выражает интересы
какой-то общности. Это могут быть противоборствующие в вооруженном конфликте
государства (признанные или непризнанные) или иные образования.
К сожалению, в этой дискуссии в дефиците рассудительность,
больше эмоций, обслуживающих явный пропагандистский заказ. Отсюда логический
сумбур, размашистость фраз, ёрничество, далекие от серьезной аналитики,
неаккуратные цитаты (даже в кавычках) и чаще заклинания, чем выводы. Есть и передергивания
фактов, явные натяжки, подтасовки. Авторы легко путают статусы, признание
стороны конфликта с признанием государства и т.п. Во многом пороки такой
вздорной "стилистики" порождены конфликтом и мешают завязывать столь
необходимый серьезный диалог.
НЕМАЛО УПРЕКОВ БРОШЕНО И В МОЙ АДРЕС (В ОСНОВНОМ ПОРТАЛОМ 1NEWS.AZ,
НО ПРЕЖДЕ И В "РА") в связи с оформлением документов между сторонами
конфликта в 1992-1996гг. Иногда даже призывают меня честно ответить на тот или
иной вопрос (но даст ли мне слово этот портал?). Несмотря на это, охотно отвечу
на эти и другие спорные вопросы.
1. В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ (особенно затяжных), как и в
усилиях по их мирному разрешению, бывают разные стадии. Под влиянием внешних
факторов, да и собственных проблем подходы к процессу урегулирования могут
меняться. Так было и в Карабахе. Нельзя считать этот конфликт и усилия по его
урегулированию неизменными на всем протяжении. Немало примеров изменения
посредниками и самими сторонами подходов, намеченных вначале для Минской конференции
(МК) СБСЕ (а о ней уже не вспоминают). А кто не пошел на ее созыв? Официальный
Баку. Другой пример – передача миссии вести переговоры из рук Минской группы
(МГ) в руки ее сопредседателей.
2. КАК НИ ВЕЛИЧАЙ "бейкеровские правила"
("основа основ минского процесса", "исток"!), не превратить
и их в неприкасаемые. Бейкер, госсекретарь США, в начале 1992г. предложил
Армении и Азербайджану участвовать в МК в качестве основных сторон и
предусмотреть возможность приглашения на нее "избранных и других представителей
Нагорного Карабаха" как заинтересованных сторон (схема 2+2). Она
просматривается в решении СБСЕ от 24 марта 1992г. и на первом этапе работы МГ. Любопытно
признание американским послом Дж.Мареской того, что не решение СБСЕ
инициировало создание МГ, а нажим США на высоком уровне. Случайно ли нет ни
решения СБСЕ создать МГ, ни мандата у нее?
3. В РАННИХ ДОКУМЕНТАХ СБСЕ по Карабаху даже не было понятия
"конфликтующая сторона". В марте 1992г. бои лишь разгорались, их пик
пришелся на 1993-1994гг. В резолюциях СБ ООН 1993г. эти стороны уже
просматриваются (в том числе НК), а саммит ОБСЕ в Будапеште (1994) поручил
сопредседателям МГ вести переговоры именно между "сторонами
конфликта".
4. ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ, что Будапешт дал самое развернутое
решение по Карабаху (уже после войны и подписания тремя сторонами конфликта
бессрочного перемирия), причем консенсусом 52 стран и на самом высоком форуме с
прямым участием президентов АР и РА. Таких решений по Карабаху больше в ОБСЕ
нет – пусковая схема 2+2 несопоставима с решением Будапешта по уровню и
значению.
5. ВЕРНО ПРОЧЕСТЬ это решение не всем дано (в Баку его
низводят до декларации). В нем очень тонко, ювелирно выписана трехсторонняя
конфигурация конфликта. Так все стороны других постсоветских конфликтов даны
поименно, а по Карабаху не названа ни одна из них: ни АР, ни РА, а идет лишь
общая формулировка "стороны конфликта". Почти вскользь сказано:
"все стороны", а не "обе" (хотя такое слово есть во всех
языках). Было 17 лет, чтобы уяснить, что тут как и почему. Да потому, что НК –
тоже сторона конфликта, как видно и из резолюций СБ ООН.
6. 31 МАРТА 1995г. ДП ОБСЕ Л.Ковач подтвердил "ранее
принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлеченных в
конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного
Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию" (выделено
мной. – ВК). И добавил, что заинтересованные стороны могут приглашаться на МК и
мероприятия по подготовке к ней для консультаций. Это заявление Л.Ковача Баку
напрочь замалчивает, будто его и не было, но подает как решение заявление
Ф.Котти на Лиссабонском саммите, хотя нет решения в ОБСЕ без консенсуса. Очевидные
манипуляции (решение - декларация, заявление - решение) выдают тенденциозность,
"неаккуратность" 1news.az в подаче материалов читателю. Разве это
честная журналистика, а не массовый обман сразу всех простачков?
Итак, переговоры по мирному соглашению (фактически вместо
МК), скорее всего, будут между сторонами конфликта, что не исключает консультаций
с заинтересованными сторонами.
7. В БАКУ ЛОМАЮТ ГОЛОВУ над расшифровкой тезиса
Будапештского решения о подтверждении сторонами конфликта соглашения о
прекращении огня. Даже ищут разницу между подписавшими и подтвердившими. А все
очень просто: три стороны, подписавшие прекращение огня на трех разных листах,
подтвердили его в совместном заявлении 27 июля 1994г. уже на одном общем листе
(и то и другое с участием НК, но без его азербайджанской общины).
8. В СПОРЕ ЧАСТО всплывали Бишкекский протокол от 5 мая
1994г. и соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994г. Но искать в них
"бейкеровские правила" просто нелепо! Ведь они подписаны не в рамках
минского процесса, а при посредничестве России во исполнение заявления Совета
глав государств СНГ от 15 апреля 1994г., принятого с личным участием глав АР и
РА, а также с учетом резолюций СБ ООН.
9. ЕСЛИ БАКУ молится на схему 2+2, то Ереван ради пропаганды
долго не признавал своего участия в конфликте между АР и НК. Начиная переговоры
в 1994г., Россия как посредник не могла вести их в угоду чьим-то
пропагандистским схемам, а лишь на сугубо реалистической основе - между тремя
сторонами конфликта (так же, как в Бишкеке и при прекращении огня).
Несмотря на ряд расхождений Москвы с западными партнерами в
МГ, посреднические усилия России высоко оценил Будапештский саммит ОБСЕ. В
итоге минский процесс унаследовал от России не только формат переговоров, но и
проект соглашения о прекращении вооруженного конфликта, другие наработки.
Переговоры шли в трехстороннем формате, пока сопредседатели
МГ ОБСЕ не перешли к челночной дипломатии. Причем большинство статей проекта
соглашения, лежавшего тогда (1994-1997) на столе переговоров, уже было
согласовано с делегацией АР во главе с Т.Зульфугаровым. А когда азербайджанцы
попытались изображать из Бахманова отдельную делегацию, сопредседатели стали
давать ему слово только по просьбе главы делегации АР. Да и по предложениям
1997-1998гг. видно, что посредники исходили из трехсторонней конфигурации
конфликта, а не 2+2. 1news.az упорно отрицает тот тройственный формат
переговоров. Это значит не просто солгать, а настойчиво кормить читателя
заведомой ложью. Причем не в авторских материалах (автор мог и ошибиться), а в
редакционных, что особенно цинично.
10. ИЗ БАКУ ГРОМОГЛАСНО вещали, будто "нет в
природе" документов, подписанных представителями АР и НК. Но и это ложь.
Мной приведены конкретные факты. Ради схемы 2+2 выдуманы встречи, на которые
Левон Тер-Петросян якобы брал с собой Роберта Кочаряна, а Гейдар Алиев – Низами
Бахманова. Где и когда так было – молчок. Можно добавить, что Баку чаще шел на
контакты и договоренности со Степанакертом, когда было туго на фронте.
11. НАКОНЕЦ, НАСЧЕТ личных выпадов и забавных призывов к
честности. Асад Джавадов описывает мне совещание 8 мая 1994г. в кабинете
Гейдара Алиева, где спикер Расул Гулиев подписал Бишкекский протокол так, будто
там был он, а не я. Когда азербайджанские участники совещания захотели внести
две поправки и добавить подпись Бахманова, пришлось развеять их иллюзии,
подчеркнув, что это документ политический, а не юридический, и никто из
подписавших его в Бишкеке не будет считать их поправки подлежащими
дополнительному обсуждению и согласованию. Они подписали его без этих
дополнений и не будут рассматривать вновь.
Уговаривать Гулиева подписать протокол вообще не пришлось,
ибо Г.Алиев, итожа совещание, велел Джалилову подписать, но тот уклонился, и в
итоге это взял на себя спикер Гулиев. Тогда же Гейдар Алиевич поручил министру
обороны подготовить вместе со мной документ о прекращении огня к 9 мая.
Утверждать будто я "согласился" на подписание
Бахмановым Бишкекского протокола – еще одна "лихость" 1news.az. Это
был бы двойной абсурд! Он должен был бы вмиг стать главой парламента или хотя б
муниципалитета, но никогда не избирался. А в Бишкеке шла встреча глав
парламентских структур в поддержку заявления Совета глав государств СНГ,
призвавшего 15 апреля немедленно прекратить военные действия. И суть
Бишкекского протокола – призыв прекратить огонь к 9 мая. Какое отношение ко
всему этому имел Бахманов? Ни парламента, ни воинских частей у него не было.
Если мои партнеры в кабинете Г.Алиева исходили из любви к
схеме 2+2, то это же не минский процесс, а Россия как посредник исходила из
реалий.
12. ЕЩЕ НЕЛЕПЕЕ укоры за то, что, не дождавшись подписи
Бахманова, вечером 9 мая я чуть ли не сбежал в Москву. Мои оппоненты из 1news.az
так вошли в раж, что совсем не учли обстановку той поры и тех дней. И они
перестали бы гоняться за противоестественной подписью, ибо в тот день встали
задачи куда серьезней. Согласие Баку прекратить наконец огонь после двух с
половиной лет жестокой войны срочно требовало подписей Еревана и Степанакерта. Лишь
карикатурист мог вообразить, что все ждут оформления перемирия, а я засел в
Баку в ожидании Бахманова.
Этот бред угоден лишь тем, кто не хочет укреплять
прекращение огня, не желает участия НК в переговорах о мирном соглашении
(когда, наконец, согласуют принципы важнейшего документа в этом конфликте). Угоден
только тому, кто размечтался взойти на пик свободы и демократии – самому решить
судьбу НК, без него.
В конце не буду, как 1news.az, картинно восклицать
"Точка!". Пусть поищут доводы, способные опровергнуть изложенное
выше. Владимир КАЗИМИРОВ, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.